0
11748
Газета Печатная версия

02.04.2024 17:30:00

Пылающий «Крест» для Константинополя

Кто и зачем хотел устроить поджог во время холодной войны

Алексей Казаков

Об авторе: Алексей Викторович Казаков – литератор, историк, член Союза литераторов РФ и Союза журналистов РФ.

Тэги: история, болгария, греция, турция, сша, стамбул, ссср, константинополь, патриархат, теракт, госбезопасность, хельсинские соглашения, разведка, спецслужба


история, болгария, греция, турция, сша, стамбул, ссср, константинополь, патриархат, теракт, госбезопасность, хельсинские соглашения, разведка, спецслужба В соцлагере в конце 1960-х – начале 1970-х считали патриарха Константинопольского Афинагора своим противником. Фото Janus Auctions

В сентябре 1971 года в Стамбуле, в греческом районе Фанар, можно было увидеть четверку оживленных туристов. Две пары (по виду – супруги), перекидываясь веселыми репликами, фотографировались на фоне храма Святого Георгия, резиденции Константинопольского патриарха, и на прилегающих улочках. Все четверо были одеты пестро, женщины в шляпках, а мужчины – в панамках. Никто не мог бы по их виду предположить, что роли туристов исполняли майор болгарской госбезопасности Кирилл Филипов со своей супругой, молодой оперсотрудник внешней разведки Болгарии лейтенант Иван Чолов и его спутница, дочь председателя совета болгарской церкви в Стамбуле. Так началась крупная спецоперация болгарской внешней разведки под кодовым названием «Крест».

Вечером того же дня эти четверо уже помечали на свежеотпечатанных фотографиях уязвимые точки патриархии. Двум разведчикам и их помощницам требовалось определить места в зданиях, возле них, во дворах, где можно было бы заложить под видом оброненных пакетов горючие материалы. Позже активировать горючие вещества должны были завербованные болгарские моряки, по долгу службы находившиеся в Турции. В рассекреченных материалах болгарской госбезопасности по понятным причинам не раскрываются имена всех участников спецоперации, а тем более состав и тактико-технические характеристики поражающих веществ и способ их активирования. Но общая картина событий прослеживается.

Как свидетельствуют архивы Комиссии по раскрытию документов и объявлению о принадлежности болгарских граждан к службам государственной безопасности и разведки Болгарской национальной армии (для краткости часто именуемой Комиссией по разведыванию досье), в ноябре 1970 года руководство внешней разведки утвердило подготовленное в недрах спецслужбы предложение относительно «разработки объекта в Стамбуле для подготовки острого мероприятия». В тексте отмечалось:

«…Даже самый незначительный и неорганизованный акт против патриархии тотчас же вызывает бурную реакцию в среде греческой общественности, которая не остается без еще более сильного встречного ответа от турецкой стороны. При любой политической ситуации проведение острого мероприятия с нашей стороны в том невралгическом пункте добавило бы многое в ухудшение турецко-греческих отношений. С другой стороны, в сложившейся обстановке США оказались бы в весьма затруднительном положении при выборе своей позиции в возникшем конфликте. Какую бы позицию они ни заняли – на турецкой или греческой стороне или же роль примирителя, – все равно одна из сторон будет недовольна. Проведение острого мероприятия в сложившейся обстановке будет трактоваться не как наша работа, а как дело рук заинтересованных кругов Турции.

В связи с вышеуказанным

ПРЕДЛАГАЮ

1. Начать разработку Вселенского патриархата под псевдонимом «Крест» с целью проведения острого мероприятия в виде поджога или попытки поджога, которое ухудшило бы турецко-греческо-американские отношения.

Для выполнения задачи разработки будут проведены следующие мероприятия:

ПЛАН

Поставить задачи нашей резидентуре в г. Стамбуле подробно изучить обстановку внутри или возле объекта...»

Далее план предусматривал командировку сотрудников для дальнейшего углубленного изучения обстановки, а также приобретение легковоспламеняющихся средств. Было приказано составить описание, нарисовать эскиз и по возможности сфотографировать внутренний и внешний вид объекта, выяснить пропускной режим и личный состав охраны. Требовалось также узнать, в дни каких религиозных праздников совершаются массовые богослужения и есть ли возможность именно тогда провести спецмероприятие.

6-12-2480.jpg
Комплекс зданий патриархии, который изучали
болгарские «туристы».  Фото Дика Оссемана
Реализация плана лежала на 7-м (диверсионном) отделе 1-го главного управления Комитета государственной безопасности (державной сигурности) Болгарии. План был подписан заместителем начальника управления 16 ноября 1970 года и окончательно утвержден руководителем главка 16 ноября того же года.

Зачем это все затевалось? Если коротко, то для разжигания конфликта между Турцией и Грецией. Как говорится в документах, результаты спецоперации «Крест» могли бы «существенно повредить греко-турецким отношениям и вынудить Соединенные Штаты Америки выбрать одну сторону в последующем кризисе». Что получается: две страны, традиционно враждовавшие друг с другом (Турция и Греция), теперь члены НАТО – и вот опять конфликт. Руководство США будет метаться между двумя союзниками… И все это – на пользу стран социализма, в том числе Болгарии и, разумеется, СССР.

Сыграть было решено на старом этнорелигиозном конфликте. Отношения между стамбульскими греками и турками испокон веков были напряженными. После Второй мировой войны турецкие власти начали проводить методическую политику по вытеснению греков из Константинополя. Предлоги находились всякие: например, христиан направляли на тяжелые общественные работы и облагали непосильными налогами. Напряжение несколько раз разряжалось остро: так, в 1954 и 1955 годах в патриархии был устроен погром, в котором обвинили греков. В 1964 году из Стамбула за якобы подрывную деятельность было депортировано 12 тыс. человек. И вообще турки выдавливали эллинов из страны: так, в 1965 году на населенный греками остров Имврос были перемещены уголовные преступники из восточных регионов Турции, и по понятным причинам многие местные были вынуждены эмигрировать. В каждую греческую школу был назначен турецкий чиновник, контролирующий деятельность учебного заведения. А Халкинскую богословскую школу и вовсе закрыли под надуманным предлогом.

1971 год выдался крайне сложным: началась кампания по бойкоту принадлежащих грекам предприятий и магазинов, к тому же был установлен особый налог на принадлежащие православным земельные участки. На этом фоне и с учетом этих обстоятельств и проходили приготовления к операции «Крест».

Из доклада майора Филипова в Софию о комплексе зданий в Фанаре: «Окружен стеной высотой 2–3 м. В него входят через вход, имеющий три двери: левая ведет в церковь Святого Георгия, правая – в резиденцию Вселенского патриарха Афинагора и канцелярию, а средняя уже много веков закрыта, так как греческий патриарх был повешен здесь турками и считается святым. Доступ к той двери, о которой часто упоминается в наших документах, не представляет затруднений. Я сам оставался с ней около 2–3 минут, и никто за мной не наблюдал. Дверь массивная, из старого дерева, отполированная, похожа на ворота, но размером примерно 2 на 2 м. Церковь Святого Георгия небольшая по размерам. По существу, здесь возможно разместить остро пахнущее или легко воспламеняющееся вещество. Там есть стулья, обитые кожей…»

Кожа хорошо горит. Именно со стульев у дверей церкви майор предлагал начать пожар. Далее Филипов докладывал: «Недалеко от «Креста» расположены женская и мужская греческие школы. Они окружены массивными стенами. Я посетил этот район дважды поздно ночью и днем. Улицы вокруг школ узкие, местами до 3 метров, крутые, мощеные и пустынные. Вечером освещение на них очень скудное или вовсе отсутствует. На стенах мужской школы в трех-четырех местах устроены отверстия размером чуть больше кирпича. Там можно поместить взрывчатое вещество…»

Когда план был практически подготовлен и рассчитан по минутам, ждали своего жаркого боя горючие вещества – операцию «Крест» неожиданно для многих его участников было приказано свернуть. О причинах такого решения болгарские историки спорят. Самая распространенная версия связывает отмену спецоперации со смертью патриарха Афинагора летом 1972 года и с избранием Димитрия I. Новый патриарх был готов к диалогу с советскими властями, и решили не портить ему имидж. Сторонники второй версии считают, что это связано с так называемой разрядкой между двумя политическими системами после подписания 1 августа 1975 года Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (известного как Хельсинкские соглашения).

Легковоспламеняющиеся материалы вернулись на склады державной сигурности, а план операции был сдан в секретный архив.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
3249
США пытаются купить спокойствие для Красного моря

США пытаются купить спокойствие для Красного моря

Игорь Субботин

Американцы готовы снизить давление на хуситов в обмен на прекращение атак на суда

0
3720
Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Запад намерен завалить ВСУ оружием и пополнить релокантами

Владимир Мухин

Арест замминистра обороны никак не сказался на ходе СВО

0
6244
Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Еврочиновники проводят внезапные инспекции в китайских компаниях

Ольга Соловьева

Пекин отвергает претензии к "избыточным" производственным мощностям

0
2754

Другие новости