Фото Reuters
В конце сентября несколько европейских стран, в числе которых Франция, объявили о признании государственности Палестины. Это произошло на фоне продолжающейся войны в секторе Газа, которая началась после террористической атаки палестинской группировки ХАМАС на города юга Израиля. Президент Франции Эмманюэль Макрон заявил 22 сентября с трибуны ООН, что Париж присоединяется к другим европейцам «в интересах мира».
Действия французского президента выглядят противоречиво, потому что в августе 2021 года в Пятой республике вступил в силу закон «Об усилении республиканских принципов», главной целью которого стала борьба с политическим исламом. Ужесточение профилактики радикализма началось после того, как 16 октября 2020 года экстремистом в пригороде Парижа был убит школьный учитель Самюэль Пати.
Закон «Об усилении республиканских принципов» разрабатывался под непосредственным контролем Макрона. Изначально документ планировали назвать «Закон о борьбе с исламским сепаратизмом». Однако на стадии его разработки и частичного оглашения тезисов такое наименование вызвало много критики не только со стороны мусульманского сообщества, но и политических оппонентов президента. Текст был призван регламентировать деятельность исламских ассоциаций и принуждал их «доказать свою приверженность национальным ценностям Пятой республики». В частности, ужесточался контроль за домашним обучением детей, вводились штрафы за сообщения в интернете, которые могут быть расценены как разжигание национальной и религиозной неприязни. Согласно закону, религиозные организации были обязаны указывать в специальных декларациях все свои доходы, особенно пожертвования, полученные из-за рубежа, если они превышают 10 тыс. евро. За деятельностью молитвенных домов наблюдали префекты. В случае если последним казалось, что с религиозных кафедр звучат призывы к насилию, они должны были временно ограничить деятельность организации, вплоть до ее закрытия, а тем, кто был уличен в разжигании розни, запретить посещать духовные центры.
Регламентировалось и заключение браков. В случае возникновения подозрений регистратор должен встречаться индивидуально с каждым будущим супругом. Если после этого его сомнения не исчезли, служащий обязан обратиться в прокуратуру. По мнению законодателей, это положение направлено на борьбу с принудительным бракосочетанием. Кроме того, лидеры мусульманских организаций Франции подписали «Хартию принципов ислама», которая отвергала использование религии в политических целях, а также вмешательство государства в отправление мусульманского культа. Некоторые иностранные имамы были выдворены из страны. Среди них имам Хасан Икиуссен, известный деятель движения «Братья-мусульмане» (организация признана террористической и деятельность ее на территории РФ запрещена). Впрочем, избавиться от неугодного религиозного лидера страна не могла несколько месяцев – его адвокаты в различных судах оспаривали это решение. И лишь когда дело дошло до Государственного совета (Conseil d’État), исламист был депортирован.
Уже в августе 2022 года правительство отчиталось: только за первый год «было осуществлено временное или постоянное закрытие 836 организаций, проведено 26 614 рейдов, возмещены порядка 55,9 млн евро, открыто более 550 уголовных дел».
Власти пообещали также сосредоточить усилия на обеспечении «более эффективного использования имеющихся инструментов, особенно в отношении иностранного финансирования мест отправления культа». В апреле 2023 года тогдашний государственный секретарь по вопросам гражданства Соня Бакэ заверила: «Благодаря этому закону государство получило возможность атаковать корень проблемы: сепаратизм питает радикалов, которые сами кормят терроризм».
В начале 2022 года Макрон расформировал Мусульманский консультативный совет (CFCM), утверждая, что объединение находится «под иностранным влиянием». Вместо CFCM был создан Форум ислама Франции (FORIF). Появление этой организации вызвало много критики в исламском сообществе страны. Мусульманские духовные лидеры заявляли, что FORIF не имеет четко определенных представителей, представляет собой громоздкую «объемную» структуру и был нерепрезентативен, поскольку его участники выбираются государством.
Несмотря на принимаемые государством меры, в октябре 2023 года на севере Франции радикальным исламистом был зарезан учитель одной из школ Доминик Бернар и ранены еще три человека. В декабре того же года Сенат одобрил законопроект, направленный на ужесточение правил иммиграции и на ускорение депортации людей, считающихся опасными. Только в 2023 году Париж выслал порядка 100 экстремистски настроенных иностранцев.
После атаки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года во Франции было запрещено проводить пропалестинские демонстрации. Эмманюэль Макрон тогда призвал французов «не допустить, чтобы война на Ближнем Востоке вылилась в напряженность внутри страны». Президент также пообещал, что «французские власти защитят своих еврейских граждан и будут беспощадны ко всем, кто несет ненависть».
Тем не менее в мае 2024 года генеральный директор Американского еврейского комитета (AJC) Авиталь Либовиц на заседании Комиссии Кнессета (израильского парламента) по госконтролю представил данные, согласно которым, несмотря на обещания Макрона, после 7 октября 2023 года каждый четвертый еврей во Франции подвергся нападению, половина евреев страны вынуждена скрывать свою идентичность, 86% общины боялись стать жертвой антисемитского нападения, 34% жителей Пятой республики имели антисемитские взгляды и минимум 6% французов выражали симпатию к ХАМАС. И пропалестинские демонстрации давно стали повседневностью в Париже и других городах Франции.
Но самое на первый взгляд парадоксальное, что признание Францией государственности Палестины произошло после того, как Макрон анонсировал работу над законопроектом против «исламистского вторжения», который должен быть принят до конца 2025 года. Новым документом глава государства планирует дополнить закон «Об усилении республиканских принципов».
Это заявление президента Пятой республики прозвучало после того, как в мае с.г. на заседании Национального совета обороны и безопасности в Париже был обнародован доклад о движении «Братья-мусульмане» во Франции. В 73-страничном отчете утверждалось, что присутствие организации в республике рассматривается как «угроза национальной сплоченности в связи с распространением исламизма «снизу». Авторы документа заявили, что порядка 7% из 2800 мусульманских культовых сооружений во Франции считаются близкими к этому движению.
Полный текст законопроекта пока не опубликован, однако Макрон пообещал, что в нем «будут предложены технические меры по предотвращению расширения влияния «Братьев-мусульман» в обществе, включая возможность роспуска фондов целевого капитала, финансирующих организацию, и ареста активов ассоциаций, действующих от ее имени». «Идея заключается в усилении ограничительных мер, разработанных и предусмотренных для борьбы с сепаратизмом. Мы решили ввести новую меру по заморозке денежных и финансовых пожертвований, расширив уже существующие меры в сфере борьбы с терроризмом», – пояснил французский лидер.
Глава государства объявил о расширении сферы административных роспусков, которые в настоящее время возможны только для юридических лиц и могут касаться фондов целевого капитала. Макрон также хочет усилить контроль за подписанием Договора о республиканских обязательствах, к которому начиная с 2021 года ассоциации обязаны присоединиться для получения государственных субсидий.
Закон «Об усилении республиканских принципов» стал основным козырем Макрона в предвыборной гонке на президентский пост в 2022 году. Однако он действует только на бумаге. Очередные президентские выборы пройдут во Франции весной 2027 года, и в этот раз Макрон не сможет выдвинуть свою кандидатуру, так как уже избирался дважды.
По данным опроса, проведенного Французским институтом общественного мнения (IFOP) в июне 2025 года, 78% французских респондентов выступают против немедленного и безоговорочного признания палестинского государства. Часть из них – 47% – поддерживают признание только после освобождения всех израильских заложников, удерживаемых террористами в секторе Газа, и роспуска ХАМАС, а 31% выступают против любого признания палестинского государства в краткосрочной перспективе. При этом 51% из общего числа опрошенных заявили, что признание государственности Палестины приведет к росту антисемитизма и увеличению числа преступлений на почве ненависти к евреям в стране, а 50% считают, что этот шаг Парижа укрепит позиции ХАМАС, который был создан в 1987 году как отделение египетской организации «Братья-мусульмане».
Согласно опросу, проведенному по заказу Le Figaro, 46% респондентов сочли Макрона ответственным за политический кризис в стране, а 59% поддержали идею его досрочного ухода в отставку. Впрочем, теперь президенту нет надобности ориентироваться на своих граждан. Сейчас ему, судя по всему, важнее «войти в историю», подобно Жаку Шираку, который в 2003 году выступил против интервенции США в Ираке.