0
222
Газета Печатная версия

14.10.2025 14:43:00

Мелодия обетованная Макса Бруха

Как немецкий протестант создал шедевр еврейской музыки

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – профессор, доктор исторических наук.

Тэги: йомкипур, иудаизм, макс брух, композитор, музыка, виолончель, молитва, межрелигиозные отношения


йом-кипур, иудаизм, макс брух, композитор, музыка, виолончель, молитва, межрелигиозные отношения «Кол нидрей» звучит накануне Йом-кипура – самого святого дня в иудейской традиции, Дня искупления, кульминации 10 дней покаяния. Якуб Вайнлес. Молитва в Йом-кипур. Конец XIX – начало XX века. Национальный музей в Варшаве

В 1880 году немецкий композитор Макс Брух, по рождению католик, но впоследствии ставший убежденным протестантом, написал одно из самых знаменитых произведений, связанных с еврейской традицией, – «Кол нидрей» («Все обеты»), адажио для виолончели с оркестром на древнееврейские мелодии. 

Это произведение, исполняемое накануне Йом-кипура – самого святого дня в иудейской традиции, Дня искупления, кульминации 10 дней покаяния, стало своеобразным культурным мостом между христианским и иудейским мирами, хотя сам композитор едва ли предполагал такой результат. Мелодия используется в богослужении в синагогах, в чем можно было убедиться вечером 1 октября, на который в этом году выпало начало иудейского праздника.

История началась не в Ливерпуле, где Брух завершил произведение, а в Берлине. Композитор познакомился с мелодией «Кол нидрей» через кантора Большой синагоги Берлина, Абрахама Якоба Лихтенштейна. Именно Лихтенштейн открыл Бруху красоту синагогальной музыки. 

Позже Брух признавался: «Несмотря на то что я протестант, как художник я глубоко почувствовал выдающуюся красоту этих мелодий». Композитор использовал в работе ашкеназскую версию мелодии, имеющей примерно 200-летнюю историю, причем некоторые ее элементы могли восходить к более чем тысячелетней давности. Вторая мелодия, использованная в произведении, была заимствована из музыкальной обработки Исааком Натаном поэмы лорда Байрона Oh Weep for Those that Wept on Babel’s Stream («О, плачьте о тех, кто плакал у потоков Вавилона»).

Непосредственный импульс к созданию произведения дал выдающийся виолончелист Роберт Хаусманн. После успеха своих скрипичных произведений, особенно Первого скрипичного концерта и «Шотландской фантазии», Брух долго отказывался писать для виолончели. Как он позже признавался своему другу Эмилю Кампхаузену 31 января 1882 года, Хаусманн «не прекращал приставать и долбить меня, пока я не написал это произведение».

В конце августа 1880 года Брух принял должность главного дирижера Ливерпульского филармонического общества. Именно в Ливерпуле осенью 1880 года он завершил работу над «Кол нидрей», написав его специально для еврейской общины города. Произведение было посвящено Роберту Хаусманну, который и исполнил его премьеру.

Ключевое значение для понимания истории создания имеет неопубликованное до недавнего времени письмо Бруха к его издателю и другу Фрицу Зимроку от 8 апреля 1881 года из Ливерпуля. Это письмо, хранящееся в Архиве Макса Бруха в Кёльне, было детально проанализировано издательством Henle при подготовке уртекста произведения, то есть такого варианта публикации, который наиболее полно отражает авторский замысел.

Брух писал: «Наконец-то посылаю вам «Kol Nidrei», соч. 47… Это произведение – небольшой компаньон к моей «Шотландской фантазии», поскольку, как и в той работе, здесь данный мелодический материал расширяется художественным образом. В любом случае я все еще обязан указать, откуда я взял материал – так что я бы предложил: «Kol Nidrei – По древнееврейским мелодиям [добавлено на полях: «Свободно использованы две мелодии»]. – М.Б.» (не «сочинено»)». Это замечание важно: Брух подчеркивал, что он не сочинил мелодию, а художественно обработал существующий музыкальный материал. Композитор был чрезвычайно щепетилен в вопросах авторства и аутентичности источников.

Письмо также раскрывает, что партия виолончели была точно размечена самим Хаусманном, а скрипичная версия (малоизвестная сегодня) – скрипачом Шивером. 

12-605-2-2-t.jpg
Композитор Макс Брух
по рождению был католиком,
но впоследствии перешел
в протестантизм. Фото 1920 года
Произведение двухчастно. Первая часть основана на традиционной молитве «Все обеты», представляющей собой заблаговременный отказ от всех клятв и обетов, которые могут быть даны в наступающем году: согласно Моисеевому закону, не следует клясться всуе. После нисходящих аккордов струнных – сначала нежных, затем, с вступлением низких регистров, становящихся все более полными – звучит короткий «вопрос» духовых и вступает виолончель. Она «поет» начальные такты мелодии, чередуясь с оркестром, который постоянно вставляет аккорды между фрагментами мелодии. Затем четыре такта повторяются октавой ниже. Всего главная тема в первой части появляется четыре раза.

Вторая часть основана на обработке Исааком Натаном гимна на стихи Байрона. После трех аккордов арфы виолончель умолкает и деревянные духовые, наконец получающие во второй части обширное пространство для звучания, поют мелодию гимна в сопровождении струнных и арфы.

Произведение было опубликовано берлинским издательством Зимрока в 1881 году. Как свидетельствуют письма из Архива Макса Бруха в Кёльне (более 7 тыс. писем к композитору и от него), «Кол нидрей» быстро распространился в 1880-х годах – упоминания о прошедших или планируемых исполнениях в Германии, Франции и в тогдашней вотчине Бруха, Ливерпуле, встречаются более чем в 20 письмах общим объемом около 80 страниц.

Примечательно, что еще в 1912 году, спустя более 30 лет после создания произведения, Брух на различных музыкальных посвятительных открытках записывал начало виолончельной мелодии, что красноречиво свидетельствует о том, что «Кол нидрей» стал чем-то вроде музыкальной визитной карточки композитора.

Публикация произведения привела к распространению ошибочного мнения, что Брух был евреем. Самому композитору это было совершенно не по душе. Существуют свидетельства, что музыка Бруха была под подозрением у нацистов именно из-за «Кол нидрей» – его принимали за еврейского композитора.

Мелодия Бруха стала одним из первых значительных примеров того, как немецкий христианский композитор с глубоким художественным чувством и уважением обратился к еврейской музыкальной традиции. 

Произведение оказалось в одном ряду с другими важными немецкими произведениями на еврейскую тему, такими как драматическая поэма «Натан Мудрый» Готхольда Эфраима Лессинга (1779) и трагедия «Уриель Акоста» Карла Гуцкова (1846). Если Лессинг в своей философской пьесе провозглашал идеи религиозной терпимости и равенства религий, а Гуцков исследовал трагедию еврейского свободомыслия в конфликте с ортодоксией, то Брух нашел свой путь – через музыкальное сопереживание.

Сегодня «Кол нидрей» входит в стандартный виолончельный репертуар. Произведение остается свидетельством того, как истинное искусство преодолевает религиозные и культурные границы.





Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Шедевры для уцелевших. В Нижнем Новгороде завершился фестиваль "Современная музыка"

Владимир Дудин

0
1587
От монстров рока до корейской попсы

От монстров рока до корейской попсы

Мари Литова

Вечер, посвященный изданиям о современной российской и зарубежной музыке прошел в клубе «Китайский летчик Джао Да»

0
397
Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Музыкальные исповеди и откровения фестиваля "Современная музыка"

Елена Черемных

0
2907
Но ввысь рвалась его душа

Но ввысь рвалась его душа

Владимир Буев

Сопрано и баритон, композиторы и писатели на вечере в Доме Лосева

0
2431

Другие новости