0
1297
Газета Non-fiction Интернет-версия

19.11.2009 00:00:00

Гангстер и платяная вошь

Тэги: дневники


дневники

Юрий Нагибин. Дневник. – М.: РИПОЛ классик, 2009. – 608 с.

В этой книге в принципе можно найти все что угодно. «Дневник» Нагибина – это энциклопедия советской литературной жизни 40–80-х, этакий «Живой журнал» известного, авторитетного и, прямо скажем, состоятельного литератора. В своих книгах, рассказах, статьях, сценариях, выступлениях Юрий Маркович представал певцом русской природы и знатоком человеческой души, исследователем судеб замечательных людей прошлого, наставником даровитой литературной молодежи. Это все, конечно, нашло отражение и в «Дневнике».

Но есть там и другое. То, что признанный властью писатель Нагибин не публиковал в советской печати и не озвучивал в своих многочисленных выступлениях. В этой книге запечатлелась теневая сторона жизни писателя из СССР, печатаемого и хорошо оплачиваемого, но при этом регулярно унижаемого литчиновниками. Это своего рода исповедь самобытного художника, всю жизнь с переменным успехом боровшегося за личную творческую независимость.

Из этой книги при желании можно настричь цитат для всех контекстов и на все случаи жизни. Охотничьи рассказы? Пожалуйста. Путевые заметки (не вошедшие в опубликованные очерки)? Вот они, читайте и наслаждайтесь. Сочные фразы, монологи «простых людей», колоритные фамилии, яркие сценки из жизни? И этого хватает, как и в любой литераторской записной книжке.

Но чаще всего из «Дневника» Нагибина цитируют обличительные пассажи. Злость его в отношении титулованных литературных мерзавцев и ничтожеств неистощима, архиизобретательна. «Назойливая платяная вошь», «бледно-потный уголовник», «гангстер» – вот далеко не самые жестокие характеристики. Его приводила в ужас официозная писательская тусовка. Нагибинские фразы о моральном разложении творческой (да и политической) элиты в 70–80-е горьки и убийственны. «┘Тупое, мрачное вранье. Растет и ширится раковая опухоль. Есть от чего прийти в отчаяние. Отсюда же всеобщий цинизм, гнилые усмешки, самоуверенность власть имущих, знающих, что от них ничего не требуется, кроме одного: не делать, не двигаться, не пускаться в объяснения, быть просто глыбой на пути всякого развития». Кажется, это не только про 1973 год написано.

Не щадил он, впрочем, и себя: именно своей безжалостной исповедальностью и сильна эта книга. В ней гораздо больше литературной актуальности, чем в большинстве текстов, называемых в наши дни «актуальной» прозой и поэзией. Эти дневники нужно читать неторопливо и задумчиво, дорисовывая контекст и домысливая недосказанное. Ну а многие лирические фрагменты – например, микроновелла о коллекционере снов или зарисовка об ондатре и лосенке, увиденных близ подмосковного санатория, – можно хоть сейчас переносить в любую хрестоматию русской прозы ХХ века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Иммунитет против чар волшебных

Иммунитет против чар волшебных

Николай Фонарев

Писатели ХХI века проводили 2025 год на Арбате

0
1775
Что было у Машки с Витьком

Что было у Машки с Витьком

Дина Зайцева

Новогодние «Литературные посиделки» в Платоновке

0
2088
Энергия заблуждения

Энергия заблуждения

Владимир Буев

Встреча с аваторами нон-фикшн Гаянэ Степанян и Еленой Охотниковой

0
1837
Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Трамп не боится «сапога американского солдата» в Венесуэле

Геннадий Петров

Захват Мадуро похож на верхушечный переворот по согласованию с США

0
2904