0
3403
Газета Non-fiction Интернет-версия

30.06.2016 00:01:00

Самый последний лев

Тэги: уинстон черчилль, история, великобритания, вторая мировая война, политика


уинстон черчилль, история, великобритания, вторая мировая война, политика Черчилль требовал беспрекословного подчинения. Фото из архива Аэрокосмического музея Сан-Диего

В общественном сознании любой герой обязательно положителен во всех отношениях. «Чтоб не пил, не курил/ И цветы всегда дарил», – как пелось в хите Кати Семеновой. Это как раз про героев. Любая критика сначала воспринимается в штыки, а затем, если достигает успеха, ниспровергает былого кумира.

Осознание того, что абсолютно идеальных (равно как и абсолютно отрицательных) персонажей в истории нет, для массового сознания недоступно. Или в ножки поклонюсь, или в морду врежу.

Книга американских историков Уильяма Манчестера и Пола Рейда дает живой портрет сэра Уинстона Леонарда Спенсера Черчилля (1874–1965). Сильного политика, который в повседневной жизни был не так уж и комфортен. Старик, как его называло окружение, требовал беспрекословного подчинения, что при тяжелом характере оборачивалось вспышками гнева, под который в равной степени мог попасть рядовой секретарь или министр. «Да не будет у тебя иного бога, кроме меня», – повторял сэр Уинстон. При этом Черчилль, даже если и понимал, что ошибался, был не в состоянии извиниться. В лучшем случае в течение того же дня вел себя «весьма любезно».

Когда политик ради развлечения садился за руль автомобиля, то никого не пропускал, оставляя царапины и вмятины на своей и чужих машинах. Судя по всему, он искренне считал, что ни люди, ни автомобили не должны появляться на его пути.

Согласитесь, читатель, малоприятные черты. Но они принадлежат человеку, который в течение года, после капитуляции Франции (22 июня 1940 года), руководил страной, в одиночку сражавшейся против гитлеровской Германии. Это был, по мнению сэра Уинстона, «самый блестящий, но и самый ужасный год в нашей долгой британо-английской истории». Когда стало ясно, что французы потерпят поражение, он честно говорил: «Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в портах, на суше, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся». Не менее честно Черчилль предупреждал: «Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжелого труда, слез и пота». Действительно, война стала, применяя слова самого сэра Уинстона, «его звездным часом».

книга
Уильям Манчестер,
Пол Рейд.
Уинстон Спенсер Черчилль.
Защитник королевства.
Вершина политической карьеры.
1940–1965/Пер. с англ.
Г.В. Максимюк.
– М.: Центрполиграф, 2016.
– 1184 с.

А как же Второй фронт, спросит читатель. А продвинутый вспомнит, что первоначально союзники обещали его открыть еще в 1942 году, как было сказано, в числе прочего, в английской официальной истории войны Майкла Говарда. Естественно, поведение Черчилля в данном вопросе более чем двусмысленно. По логике, он должен был изначально знать, что союзники не имеют достаточно ресурсов, чтобы столь оперативно открыть новый фронт в Европе, так как все силы уходят на бои в Северной Африке против итало-германских войск генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля и против ВМС японцев адмирала Ямамото Исороку на Тихом океане. Зачем в таком случае было обманывать? Впрочем, при всех политических талантах Черчилль был человеком увлекающимся – чего стоит идея поджечь леса на севере Германии. Старик мог переоценить англо-американские силы и в случае с  открытием Второго фронта...

Остается только сожалеть, что издательство изменило оригинальное название книги «Последний лев Уинстон Спенсер Черчилль: защитник королевства, 1940–1965» (Last Lion: Winston Spencer Churchill: Defender of the Realm, 1940–1965). Думаю, эгоцентрик Черчилль это не одобрил бы. Все-таки последний лев империи выше и почетнее, чем любая вершина любой, пусть даже удачной, политической карьеры. 







Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
503
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
592
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
514
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
569

Другие новости