Фракция ЛДПР в Госдуме продуцирует в день как минимум одну законодательную инициативу. Фото с сайта www.ldpr.ru
Депутаты Госдумы от ЛДПР придумали новую статью Уголовного кодекса (УК) против пропаганды несовершеннолетним каких-либо запрещенных веществ. Наказывать предлагается не очень сурово – максимум до трех лет лишения свободы, но за любые сообщения в интернете. Правительство и Верховный суд (ВС) РФ признали законопроект излишним: мол, правового регулирования уже достаточно. Это первый вариант ответа на инициативы ЛДПР, второй – «законопроект нуждается в существенной доработке». В целом доброе отношение, видимо, связано с изменением места партии Леонида Слуцкого в политсистеме, ведь на законотворчество оппозиции власти обычно реагируют жестче.
Группа депутатов ЛДПР во главе со Слуцким внесла в Госдуму поправку в УК – новую статью кодекса под номером 230.3. В ней говорится именно о наказании за продвижение среди несовершеннолетних информации о наркотических, психотропных веществах и прочих запрещенных законом субстанциях. Поскольку использовано слово «пропаганда» без каких-либо уточнений, то получается, что состав преступления сформулирован весьма широко.
Намеренность такого подхода подтверждается в пояснительной записке: «Квалификация деяния по предлагаемой статье не зависит от способа его совершения – непосредственное взаимодействие с несовершеннолетним лично (в том числе в школах, на культурно-массовых мероприятиях или в общественных местах) либо посредством информационно-телекоммуникационных сетей (включая интернет)». В этом же документе отмечается, что хотя законодательство РФ вроде бы достаточно эффективно настроено на борьбу с наркоманией, согласно официальным данным, это социальное зло все-таки понемногу прогрессирует. Поэтому-то ЛДПР, мол, и требует принимать незамедлительные меры для защиты от такой заразы хотя бы молодого поколения. Впрочем, обратной стороной широкой применимости новой статьи УК, видимо, должна стать скромность санкций. По максимуму обвиняемому в наркотической пропаганде можно будет назначить не более трех лет лишения свободы.
Законопроект ЛДПР не выглядел бы чем-то большим в традиционном ряду оперативных депутатских инициатив, если бы не замечания, представленные в официальных отзывах правительства и ВС РФ. А там, кроме обычных уточнений по поводу некорректности юридической техники, содержатся и указания на очевидную, мягко говоря, глупость, допущенную парламентариями. Дело в том, что ст. 203.3 УК РФ уже существует, она как раз и вступила в силу с 1 сентября 2025 года. Однако направлена она в целом на пропаганду запрещенных веществ вне зависимости от ее направленности. То есть проблема с несовершеннолетними этим новым составом вполне поглощаются. И поэтому законопроект мог быть только предложением об изменении редакции действующей статьи.
А на деле ситуация выглядит так, что исполнительная власть как бы ласково говорит законодателям: дескать, ну что же вы, дурачки, не помните, что сами принимали в прошлом году. И те вроде бы как подтверждают, что они действительно не как бы, а на самом деле не помнят. Потому что вносят всю ту же первоначальную редакцию документа, что и была отправлена на экспертизу в правительство и высшую судебную интстанцию. Кстати, по поводу «ласкового ответа» на инициативы ЛДПР следует заметить, что этот тон со стороны кабинета министров принят по отношению фактически только к данной партии. В основном именно ей отвечают дипломатично: «затрагиваемые законопроектом вопросы урегулированы действующим законодательством» или, если по максимуму жестко, – «законопроект нуждается в существенной доработке». Прочим думским оппозиционным структурам не стесняются отвечать, что правительство их предложения не поддерживает либо, уже даже чуть-чуть издевательски, позиция не изменилась, положим, с отзывом пятилетней давности.
Судя по всему, перемещение ЛДПР из рядов оппозиции на место рядом с партией власти имеет в этом смысле положительное для нее значение. То же правительство, видимо, просто вынуждено претерпевать ситуацию, когда в будущем вторая по авторитету партсила страны набивает свой законотворческий портфель инициативами, громкими для ушей избирателей, но не имеющими никаких правовых перспектив.