0
165
Газета Политика Печатная версия

23.12.2025 20:50:00

Социологи проверили партии на коммуникабельность

Идти на выборы собираются 68% участников опроса, хотя с деятельностью депутатов почти не сталкивались

Тэги: выборы в госдуму, социология, партии, коммуникабельность, взаимодействие с электоратом

Online-версия

242-3-2480-1.jpg
На выборы в Госдуму хотели бы пойти
многие избиратели, при этом большинство
с партиями и депутатами не знакомо. 
Источник: Russian Field
По данным опроса компании Russian Field, который был проведен по заказу КПРФ, 68% респондентов в принципе готовы участвовать в выборах Госдумы. Фаворитом в глазах опрошенных выглядит «Единая Россия», причем не только по ответам о партийных предпочтениях. Чтобы нивелировать приверженность к внешней демонстрации лоялизма, социологи задали и вопрос о том, доводилось ли респонденту общаться с партиями или депутатами. 87% сказали «нет», но среди тех, кто вступал в коммуникации, большинство тоже у ЕР. КПРФ тоже активно взаимодействует с электоратом – и лучше прочих именно со своим. Вслед за коммунистами идут «Новые люди» и ЛДПР, «Справедливая России» – в отстающих.

В ходе социсследований опрошенным также было предложено определить, с чем у них ассоциируется та или иная парламентская партия. Именно ЕР в основном квалифицировали как партию запретов и чиновников, КПРФ – как защитницу человека труда, ЛДПР – в качестве борца с незаконной миграцией, СР была названа заступницей пенсионеров, а у «Новых людей», оказывается, пока нет устойчивого образа.

Но интереснее всего выглядит та часть опроса Russian Field, которая выявила частоту контактов той или иной партии с избирателями, а также их реакцию на подобные «касания». Однако сначала, конечно, следовало бы отметить, что отказывающихся заранее от участия в голосовании за будущих кандидатов в следующий созыв Госдумы было обнаружено 29%. И по степени категоричности своих отказов они разделились примерно поровну. В том или ином виде готовы прийти на избирательные участки сообщили 68% опрошенных. Их социально-демографический расклад, которые показали в Russian Field, выглядит вполне традиционно: чем моложе, образованнее и обеспеченнее респондент, тем менее охотнее он рассматривает возможность своего участия в выборах.

Что же касается контактов с партиями и депутатами, исходя из политических взглядов респондентов, то наибольшее их число наблюдается среди сторонников КПРФ (19%). Контактеров с ЛДПР, СР и «Новыми людьми» – по 16%, а наиболее слабую коммуникацию с собственным потенциальным электоратом демонстрируют единороссы – 13%. Однако если посмотреть на данные о том, сколько опрошенных в сумме общались с представителями партий, то тут ЕР, конечно, в лидерах. Ее показатель – это 58%, далее следует КПРФ (29%). У «Новых людей» и ЛДПР по 15%», у эсэров аудитория взаимодействия составляет 12%.

Социально-демографические срезы показали, что с ЕР чаще общались женщины, а КПРФ и ЛДПР – это по-прежнему большей частью «мужские» партии. Частота контактов с партией власти нарастает по мере увеличения возраста респондентов: от 16% в самой молодой группе (18–29 лет) до 79% в группе 45–59 лет. И хотя у группы «60 лет и старше» она снижается до 52%, это все равно немало. КПРФ также любят больше возрастные избиратели, а аудитория «Новых людей», понятно, самая молодая. Кстати, респонденты, которые не собираются голосовать, чаще всего контактируют с ЕР (76%), сторонники же «других партий» чаще обращают свой взор на ЛДПР, которая, таким образом, может претендовать на партию второго выбора.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Ключевое в опросе то, что на самом деле клише, закрепленные за партиями уже давно, по-прежнему работают, это представления укоренившиеся. Причем как позитивные, так и негативные». При этом он подчеркнул, что не всегда плоха и негативная коннотация: «Самое страшное для партии – это когда она ни с чем не ассоциируется, и она нигде не укоренена, существуя словно в безвоздушном пространстве. В таком положении оказались «Новые люди» и «Яблоко». Тут работает принцип: все пиар, кроме некролога». При этом коммунист отметил, что по другим закрытым опросам «Яблоко» все-таки близка по рейтингам к прохождению в Госдуму, но просто потому, что служит аккумулятором пацифистской аудитории. В то же время, по словам Обухова, вопрос о коммуникациях людей с политсилами – это сложная материя. Даже партии с устоявшимися образами тоже делятся на две группы: те кого люди видели и воспринимают как живую силу, и те кого в основном видели только в виртуальном пространстве, то есть по телевидению и в интернете. Среди «прикоснувшихся» к партии можно только попробовать выявить электоральное ядро, поскольку какая-то часть периферийного электората в подобных касаниях тоже присутствует. «Касание так или иначе перетекает в голосование, хотя такую корреляцию напрямую мы не изучали. Но очевидно, что когда партия в глазах избирателей существует только виртуально — это плохо для партии. И это так или иначе негативно сказывается на голосовании за нее. А когда человек приходит на встречу с депутатом или посылает ему запрос – и с его проблемой работают, то это все равно это сказывается на электоральном поведении — в том числе и с мультипликационным эффектом. Такой человек потом рассказывает о своем опыте родным, друзьям, знакомым, что делает рекламу партии», – подчеркнул Обухов.

При этом он настаивает, что, судя по опросам, рекомендация для ЕР, которую якобы дает администрация президента – 55% явки и 55% голосов за партию власти, пока не проглядывается в реальности. «Мы видим, что у людей массовая апатия, абсентеизм. Конечно, судя по опросу, предполагается большая явка. Но следует учитывать, что на опросы, как правило, готовы отвечать политически активные граждане, та часть народа, которая и так чаще всего ходит на выборы. А среди большинства царит отчуждение от политики. В условиях же ограничения интернета админресурсу будет сложнее загонять людей на то же электронное голосование. Поэтому пока не видно ни результата ЕР в 55%, ни явки на уровне 55%», – заявил «НГ» Обухов. И он считает, что хотя пока люди не видят смысла идти на выборы, но «если вдруг власть даст повод, то протестная мобилизация произойдет быстро».

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин сказал «НГ», что «КПРФ, очевидно, пытается сломать навязываемый стереотип о том, что теперь ЛДПР – вторая партия после ЕР». Акцент КПРФ делает на то, что «живой контакт» с избирателями – это основа партийной деятельности и что она намерена усиливать работу в данном направлении, заметил он. «Несмотря на попытки перепозиционировать КПРФ усилиями ее недоброжелателей, партия готова вкладывать в общение с избирателями немалые собственные средства. И, в общем, демонстрирует серьезность намерений», – подчеркнул Мухин. 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что опрос показал: «Паттерны, закрепленные за партиями, по-прежнему работают. То есть опрос подтвердил, что те ярлыки, которые были у партий когда-то, до сих пор сохраняются. Например, ЕР – чиновничья партия запретов, ЛДПР – «за бедных и русских», СР отстаивает интересы пенсионеров, а КПРФ – защищает человека труда». Он заметил среди данных и такую неожиданность, что, например, ЕР перехватила у ЛДПР миграционную повестку, и подтверждение тому, что Партия пенсионеров сопоставима по образу с СР просто за счет одного своего названия.

Калачев, говоря о той части опроса, где исследованы коммуникации политсил с электоратом, напомнил, что «касание» избирателей – это вещь относительная. Таковым можно назвать и газету партии в почтовом ящике, и выход на митинг. Но если речь идет о действительно непосредственном контакте с представителями партий, то тогда «коэффициент касания» довольно высок. Впрочем, с той оговоркой, что, возможно, это «касание» респонденты оценивали за продолжительный период времени, а не за один думский созыв и тем более – не за год. Либо же опрос проходил именно среди политически активных граждан, пояснил Калачев.

«КПРФ пытается доказать опросом, что активность «на земле» переходит в рост сторонников», – подчеркнул он. Но Калачев отметил, что и самая бурная деятельность не всегда отражается на росте рейтинга: «Если данные опроса отражают картину из реальной жизни, то получается, что корреляция «касаний» и голосования за партию нелинейная. Она хуже всего работает на партию власти, и наоборот, эффективнее для оппозиции». По мнению Калачева, дело в том, что «депутаты от партии власти часто лакируют действительность, вместо разговора о трудностях народа отчитываются об успехах, а это не корреспондирует реальному опыту слушателей»: «У вас строятся дороги и больницы? А у нас ничего не строится. У вас растет зарплата и пенсия по стране? А у нас ничего не растет. Люди вообще не хотят слушать о том, как все хорошо, они хотят услышать о наболевших проблемах». Так что для ЕР принцип «чем больше контактов, тем лучше голосование» напрямую не сработает.



Читайте также


"Единой России" просто победы на выборах недостаточно

"Единой России" просто победы на выборах недостаточно

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В 2026 году партия власти должна превзойти не конкурентов, а свой прежний результат

0
1250
Порогом бедности граждане России называют ежемесячный доход в 50 тысяч рублей

Порогом бедности граждане России называют ежемесячный доход в 50 тысяч рублей

Ольга Соловьева

Самоощущения россиян относительно своего благосостояния упали до трехлетнего минимума

0
1406
Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Социологи рисуют для "Новых людей" две разные политические реальности

Можно ли быть конкурентом КПРФ, чтобы одновременно не подвергнуться риску не попасть в Госдуму

0
919
В "Единой России" знают, кто поведет партию на выборы

В "Единой России" знают, кто поведет партию на выборы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Думская оппозиция проверяет готовность парка своих электоральных паровозов

0
2404