0
122
Газета Политика Печатная версия

25.01.2026 20:37:00

Оппозиция опасается неприятных законодательных сюрпризов

Перед выборами 2026 года в регионах возобновилась практика урезания партсписков

Тэги: думская кампания, урезание партсписков, регионы, протестные настроения, партии, законодательные сюрпризы

Оnline-версия

думская кампания, урезание партсписков, регионы, протестные настроения, партии, законодательные сюрпризы Фото агентства городских новостей "Москва"

В преддверии кампании 2026 года вернулась практика урезания или отмены центральной части партсписков кандидатов в региональные депутаты. Например, полный отказ от лидерской верхушки планирует сейчас Вологодская область, где одновременно с Госдумой будут избирать и свой парламент. По оценке юрслужбы КПРФ, подобные решения приняты не менее чем в трети субъектов РФ. Судя по всему, эта тенденция касается прежде всего регионов с высоким уровнем протестных настроений. Головную часть партсписков на выборах в Госдуму отменять, очевидно, не станут. Но федеральные полтора десятка мест вполне могут значительно сократить, причем опасаются коммунисты, буквально в последний момент.

Коммунисты Вологодчины забили тревогу в конце января, когда фракция «Единой России» внесла проект решения о полной отмене центральной части партсписков. В КПРФ утверждают, что текст законопроекта специально разместили в том разделе сайта заксобрания, о котором мало кто знает. После возмущения со стороны депутатов Компартии срок общественного обсуждения документа вроде бы и был продлен, но обращения граждан сайт «по техническим причинам» не принимал.

Коммунисты настаивают, что если в партсписках останутся лишь одни районные подгруппы, то это создаст преимущество единороссам, у которых больше известных в регионе людей. Кроме того, «так проще прижимать наиболее заметных оппозиционеров, растаскивать их голоса». Левые приводят в обоснование своего негативного отношения к такой инициативе как бы типичное обращение одного из избирателей. Впрочем, оно все-таки более похоже на политическую позицию самого вологодского обкома. Например, при наличии общеобластной части списка в него включаются наиболее достойные представители каждой партии, которых могут поддержать жители всего региона, а не отдельного района. Аргумент же о том, что якобы отмена общеобластной части приближает партии к избирателям, не имеет оснований, ведь каждый человек и сейчас имеет возможность голосовать как за одних кандидатов, так и за других. Перевод же выборов именно областного парламента исключительно на уровень муниципалитетов лишает данную процедуру заложенного в ней законом смысла. И, конечно, этот некий избиратель не забыл указать: «Есть ощущение, что отмена общеобластной части списка делается исключительно в интересах одной партии, которая боится конкуренции, боится проиграть».

Заметим, что данная избирательная новация за последнее время уже внедрена, скажем, в Костромской, Тульской, Курганской областях, в Марий Эл и Ямало-Ненецком автономном округе. Отменена центральная часть партсписков, например, и в Саратовской области, причем давно и чуть не впервые в стране (см. «НГ» от 17.07.22). Глава юрслужбы КПРФ Георгий Камнев уточнил, что в Липецкой области такое решение было принято еще в 2021-м. «Мы наблюдаем либо полную ликвидацию, либо значительное сокращение центральной части партсписков во многих регионах. Например, если раньше было пять кандидатов, то стало три, а то и вовсе один. Если же идет полная ликвидация головы списка, то это вдвойне печально. Тогда мы лишаемся возможности поставить впереди наших лидеров общественного мнения», – подчеркнул он. По подсчетам Камнева, соответствующие изменения коснулись уже не менее трети регионов за последние пять лет. «А еще не менее половины взяли другой метод борьбы с оппозицией – сокращение партийной части в пользу мажоритарных округов. Что, конечно, понижает долю оппозиции в парламентах. Всего же разными изменениями правил для региональных выборов или конструкцией партсписков так или иначе манипулировали в последние годы до 70% регионов», – подчеркнул глава юрслужбы КПРФ. Однако он сказал «НГ», что в отношении федеральных выборов ничего подобного пока не слышно. «Так или иначе мы имеем опыт, когда правила меняются от выборов к выборам, мы избирались в Госдуму и при других законах, когда была федеральная тройка, а не полтора десятка. Но в регионах урезание и отмена головной части как раз критично для оппозиции», – подтвердил Камнев.

Руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Нынешняя схема позволяет партиям проводить в парламенты регионов авторитетных политиков и лидеров общественного мнения. А если центральная часть списка отсутствует, то манипулировать результатами можно даже не с помощью округов, а одной-двух участковых избирательных комиссий. Тогда при подсчете голосов оказывается, что в парламент проходит не видный деятель оппозиции, а один из самых безобидных для власти кандидатов». По наблюдениям коммунистов, такие новации были приняты именно в тех регионах, где были наиболее боевые отделения. «Сейчас данный тренд отдан на откуп региональным администрациям. Где высокие протестные настроения – там и принимают подобные законы». По мнению Обухова, тенденция будет развиваться и может затронуть наиболее перспективные для КПРФ регионы, например, Алтайский край.

Также, по его сведением, со дня на день готовится внесение в Госдуму законопроекта по корректировке правил федеральных выборов. Но пока вроде бы там ничего нет по поводу урезания общефедеральной части партсписков. «Однако это не значит, что ничего подобного не может появиться. При втором чтении, как мы знаем, часто вносятся такие поправки, которые кардинально меняют законопроект. Так что до мая у партии власти еще есть время, чтобы делать выборный закон под себя», – подчеркнул Обухов.

Напомним, что федеральные полтора десятка действительно нужны в основном КПРФ, которая традиционно включает туда руководство своего ЦК, другие авторитетные фигуры, заполняя ими все места. И неожиданно так совпало, что часть думских партий в преддверии кампании-2026 уже объявила, что у них будет от трех до пяти лидерских позиций и не более. 

Глава Политической экспертной группы Константин Калачев подтвердил «НГ», что «такая новация – урезание головной части партсписков действительно придумана региональными властями еще несколько лет назад под оппозицию – в первую очередь под КПРФ». И, конечно, это в первую очередь затронуло регионы с протестными настроениями, а особенно те, где были активными первые секретари обкомов КПРФ, показывающие на выборах высокие результаты, а также партийные спонсоры. «Урезание центральной части означает, что все кандидаты пойдут по районам. Это прямое свидетельство того, что региональная власть кого-то из кандидатов от политических конкурентов не хочет видеть в парламенте, действительно отдавая предпочтения других кандидатам этих же партий. Более лояльным или тем, с которыми возможно договариваться», – заметил он.

При этом на подобные шаги региональные власти подвигли не только активность оппозиции, но и проблемы самой партии власти, а иногда – и лично губернаторские. Например, пояснил «НГ» Калачев, у того же главы Вологодской области «очень сомнительный рейтинг в регионе». И в истории выборов уже бывали случаи опрокидывающего голосования, когда люди выступали против ЕР только для того, чтобы губернатора отправили в отставку. «Губернаторы это всегда помнят, и такого опасаются», – отметил он. Калачев напомнил, что «там, где вводятся новации по центральной части партсписка, КПРФ сложнее презентовать избирателям своих лидеров, а спонсорам – гарантировать прохождение в депутаты, а это значит, что кампанию вести в разы сложнее». По его мнению, такие новации и дальше будут шагать по стране, охватывая проблемные для ЕР регионы.

Но на законодательство о выборах в Госдуму данный тренд все-таки вряд ли перекинется, уверен Калачев. Во-первых, федеральный рейтинг ЕР довольно высок, во-вторых, протестные настроения сейчас ниже, чем в 2021 году, в-третьих, у КПРФ нет «лидеров-паровозов, популярных далеко за пределами партии». Поэтому особого смысла для власти бороться с левыми на федеральных выборах и нет. Более того, здесь имеет значение и еще один фактор: «Для власти важно, чтобы определенные люди попадали в Госдуму не только от партии власти, но и от разных оппозиционных партий. Например, это зампреды палаты или председатели комитетов. Федеральные полтора десятка мест обеспечивают их прохождение». В то же время на региональных и муниципальных выборах для властей риск проигрыша сейчас выше, чем на федеральных, где все решает эффект сплочения вокруг флага и рейтинг президента. Для кампаний другого уровня большую роль играет региональная и местная повестка, а значит, по мнению Калачева, «у оппозиции, которая критикует власть, здесь есть конкурентное преимущество».


Читайте также


Звезда лидера нидерландских ультраправых закатывается

Звезда лидера нидерландских ультраправых закатывается

Надежда Мельникова

В партии "голландского Трампа" Герта Вилдерса произошел раскол

0
1910
Президенту РФ докладывают о достижениях 2025 года...

Президенту РФ докладывают о достижениях 2025 года...

Иван Родин

Госдума открывает долгую предвыборную сессию

0
1913
Для чего в российских СМИ вспоминают о "Родине"

Для чего в российских СМИ вспоминают о "Родине"

Супербольшинство "Единой России" в Госдуме-2026 могут оттенить расширением парламентской многопартийности

0
3636
КПРФ обещает разогреть Госдуму перед выборами

КПРФ обещает разогреть Госдуму перед выборами

Дарья Гармоненко

Партия "Интернационала" исключила дружбу народов из Миграционного кодекса

0
2831