0
1635
Газета Регионы России Печатная версия

09.12.2002 00:00:00

Обживают звери пьедесталы

Тэги: петербург, зоопарк, скульптура


"Человечество обязано быть бесконечно благодарным кошке, подарившей миру великое множество первостепенных открытий в физиологии". Эти слова академика РАН Александра Ноздрачева высечены на памятнике кошке, установленном недавно во дворе Санкт-Петербургского государственного университета. Скульптура создана петербургским мастером, заслуженным художником России Анатолием Демой в соавторстве с архитектором Сергеем Михайловым. Фигура кошки высотой около одного метра установлена на гранитном двухметровом постаменте. На нем размещена еще одна надпись: "Мысль физиологов проста, и с ней согласны все поэты, что символом спокойствия планеты является спокойствие кота".

В Северной столице есть еще один памятник животному, также "принесшему себя в жертву науке". По инициативе лауреата Нобелевской премии, физиолога Ивана Павлова в 1935 году в саду Института экспериментальной медицины соорудили памятник собаке. Автор - художник-архитектор Иннокентий Беспалов. На круглом фигурном пьедестале изображен сидящий в спокойной позе огромный бронзовый дог. Пьедестал по верхнему краю украшен скульптурными изображениями голов собак различной породы. Из пастей медных псов в летнее время бьют струи воды. К постаменту прикреплены четыре бронзовых рельефа. На одном из них изображен великий русский физиолог, проводящий эксперимент над животным в присутствии трех ассистентов. Внизу надпись: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства. И.Павлов".

На петербургских набережных, мостах, улицах, парках, скверах, зданиях живут самые разные бронзовые и каменные животные: львы, кони, медведи, зубры, быки, орлы, совы, змеи┘ Первым жильцом зоопарка скульптуры можно считать лошадь Петра I по кличке Лизетта. Впервые царь увидел этого стройного жеребца персидской породы в военном лагере под Ригой. Петру I удалось выменять его на свою лошадь, добавив немного денег. Петр и Лизетта любили друг друга. Рассказывали, что если царь долго не навещал коня, то он убегал из стойла и сам разыскивал хозяина. На Лизетте Петр I совершил Персидский поход, был в сражении на реке Прут, в знаменитой Полтавской баталии. Сегодня чучело Лизетты встречает посетителей Зоологического музея РАН. А останки кобылы, по одной из легенд, похоронили на окраине города на берегу реки Таракановки. Установили памятник в виде колонны с фигуркой коня на столпе. Колонна сохранилась до наших дней, а вот царский скакун "ускакал" в неизвестном направлении. Известно, что свою работу над знаменитым монументом "Медный всадник" французский скульптор Этьен-Морис Фальконе начинал с поиска лошади. И ее прообразом послужила Лизетта.

В 1877 году саксонский инженер Курт Зигель основал в Санкт-Петербурге предприятие по производству механизмов, приборов и принадлежностей, связанных с применением воды и газа в промышленности и быту. Перед главным входом в контору предприниматель установил две скульптуры бронзовых медведей. Они стоят на задних лапах, ухватившись передними за стволы деревьев.

Два мощных бронзовых быка установлены у главных ворот мясокомбината (ОАО "Самсон") по Московскому шоссе. Они будто выбежали из бойни и готовы поднять на рога любого, кто решится подойти к ним. Быки были созданы в 1827 году известным скульптором Василием Демут-Малиновским. Статуи и рельефы художника украшают в Северной столице Казанский собор, Главный штаб, Александринский театр, Нарвские триумфальные ворота. Вначале быки стояли на монолитных гранитных постаментах при въезде на Скотопригонный двор на Царскосельской перспективе. Затем бронзовые быки вместе с бойней перекочевали на окраину города. Однажды, гласит легенда, Демут-Малиновскому приснился сон: бронзовые быки спрыгнули с постаментов и пришли к его дому. Прошло сто с лишним лет, и в 1941 году, когда фашисты подходили к Ленинграду, скульптуры быков как произведения искусства перевезли в Александро-Невскую лавру, чтобы там закопать в землю. Но обстановка на фронте осложнялась, и закопать не успели. И всю войну быки простояли у входа в лавру, в двух шагах от кладбища, где нашел свой последний приют их создатель - Демут-Малиновский.

В каменной, чугунной, бронзовой скульптурной живности Питера цари зверей - самые многочисленные. Их точное количество неизвестно. Счет идет на многие десятки. Лев - символ царской власти и божественной силы. Их начали "разводить" в первой трети XIX столетия. Дворцы, парки, набережные украшают львы большие и малые, грозные и смирные, африканские и китайские, парадные, сторожевые, львы-работяги, львы-философы┘ Львиные изваяния стоят в одиночку и попарно, а вот на Свердловской набережной Невы выстроились в одну шеренгу 29 чугунных львов. Они держат в пастях провисающую цепь.

В скульптурном наряде города на Неве значительное место уделено изображению разных птиц. Больше других присутствуют орлы. Эта царственно-гордая птица является символом небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия. Перед Казанским собором стоят памятники героям Отечественной войны 1812 года Михаилу Барклаю де Толли и Михаилу Кутузову. У ног полководцев лежат французские знамена, увенчанные бронзовыми орлами. Причем у ног Барклая де Толли птица изображена в позе взлета, а у ног Кутузова орел повержен на спину. Задумку скульптора объясняют так: Барклай де Толли был вынужден отступать, а Наполеон, как хищный орел, расправив крылья, готов был высоко взлететь; беспомощно же лежащий орел у ног Кутузова олицетворяет поражение Наполеона.

В большом количестве в Северную столицу "налетели" каменные, бронзовые, гипсовые совы (эта птица является символом мудрости). Есть поверье, что если рядом с домом поселится сова, то она принесет покой и благополучие. Немало изображений благородных пеликанов. В древности люди считали, что пеликан ради спасения птенцов от голода жертвует собой: вырывает широким клювом из груди куски мяса и кормит ими своих детей. Вот в такой позе самопожертвования и изображены пеликаны на фронтонах зданий, в которых раньше жили, обучались и воспитывались дети-сироты.

На Петровской набережной стоят четырехметровые каменные "ши-цза", что по-китайски означает лев. Родом они из маньчжурского города Гирин. В 1904 году гиринский губернатор подарил их генералу от инфантерии Николаю Гродекову, помощнику Приамурского генерал-губернатора. Гродеков подарил статуи "ши-цза" Санкт-Петербургу. Установили львов напротив домика Петра I. Есть поверье: если коснуться "ши-цза" рукой, то в этот день вам обязательно в чем-нибудь повезет.

В граде Петра немало статуй грифонов (крылатых львов), сфинксов (львов с головой человека). В 1820-х годах французские археологи во время раскопок на месте древней столицы Египта Фив обнаружили пару прекрасно сохранившихся гранитных сфинксов. Чтобы выгодно продать "каменных стражей", их доставили в портовую Александрию. Оценили находку в 100 тысяч франков. Сфинксов увидел путешествовавший по Сирии и Египту молодой русский писатель и дипломат Александр Муравьев. Он немедленно обратился к русскому правительству с предложением купить их. Но пока письмо Муравьева дошло до Петербурга, пока о нем доложили Николаю I, а тот передал его на рассмотрение в Академию художеств, пока там одобрили прошение, а российский император наложил окончательную резолюцию, сфинксы приобрела Франция. Но в июле 1830 года во Франции вспыхнула революция. Новое правительство продало статуи России. Было заплачено 64 тысячи рублей ассигнациями. Сфинксы (каждый весом 23 тонны) погрузили на итальянский корабль "Буэна сперанца" ("Добрая надежда") и доставили до берегов Невы. В то время перед зданием Академии художеств велись работы по сооружению большой гранитной пристани с пологим спуском к воде. Предполагалось украсить сооружение бронзовыми конями. Но решили сэкономить деньги. В 1832 году вместо каменных лошадей на пьедестал встали древнеегипетские сфинксы. Им по 3500 лет!.. В 1899 году у Академии художеств проходила студенческая демонстрация, разогнанная полицией с особой жестокостью. Полицейских в народе называли фараонами, а руководил разгоном начальник с фамилией Пирамидов. Тут же сочинили стихи: "Над широкой рекой молчаливой четой пара сфинксов стоит, ухмыляется. Фараоны кругом всех колотят кнутом. Пирамидов, прохвост, отличается".

Новая эпоха ознаменуется воздвижением на пьедесталы новых животных. У каждого времени свои символы.

Санкт-Петербург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Основной конкурс Берлинале-2021 стал соревнованием по визуальной изобретательности

Основной конкурс Берлинале-2021 стал соревнованием по визуальной изобретательности

Наталия Григорьева

Форма фильмов в большинстве случаев победила содержание

0
667
Третий путь или звездный час Саркисяна

Третий путь или звездный час Саркисяна

Роман Каширин

Кризис власти привел к появлению новой  модели политической модернизации Армении

0
1737
Дурное наследие: что не так с продажей аэропорта Братска

Дурное наследие: что не так с продажей аэропорта Братска

Андрей Гусейнов

0
580
«Золотого медведя» Берлинале-2021 получил румынский фильм

«Золотого медведя» Берлинале-2021 получил румынский фильм

Наталия Григорьева

Берлинский фестиваль объявил победителей основного конкурса и параллельной программы Encounters

0
2030

Другие новости

Загрузка...