19.10.2007 00:00:00

Учеными обнаружена сверхтяжелая черная дыра

Тэги: космос, черная дыра

космос, черная дыра

Далекая, далекая галактика M33. Научный мир обошла новость о том, что обнаружена необычайно тяжелая (самая тяжелая среди известных) черная дыра - звезда обладающая, согласно общепринятой гипотезе, такой гравитацией, что она поглощает свет. Ко всему прочему, вновь отрытый космический объект имеет звезду-спутника с несопоставимыми, казалось бы, характеристиками. Выводы о массе этой пары звезд были сделаны на основе объединения данных рентгеновской обсерватории NASA «Chandra» и телескопа ⌠Gemini■ на Гавайях

Необычный тандем обнаружили в галактике M33, которая отстоит от земли на расстояние примерно в 3 миллиона световых лет (1 с.г. = 9,463 х 10 в 12-й степени км), и дали ему обозначение М33 Х7. Как полагают ученые, данная черная дыра относится к так называемому "второму типу" черных дыр. Она еще называется «звездная» черная дыра, то есть образовавшаяся после коллапса массивной звезды в конце ее жизни. К первому типу относятся черные дыры галактического масштаба. Они способны вращать вокруг себя целые звездные системы. Именно такое образование, как предполагают ученые, находится и в центре нашей галактики. Природа галактических черных дыр мало изучена. «Звездные» черные дыры – это сверхплотные объекты диаметром 10-30 километров, образовавшиеся при остывании звезды, выработавшей свое «звездное горючее» - водород. Эти объекты обладают гигантской массой при мизерных размерах и исключительно сильным гравитационным полем. Кстати, название «дыра» в этом случае, не совсем корректно, но так уж принято.

Но вернемся к открытию. Что, собственно, вызвало удивление специалистов? Ранее считалось, что черная дыра не может быть тяжелее Солнца больше, чем в 10 раз, так как для образования более тяжелого объекта потребуется звезда с параметрами не сопоставимыми с возможностью существовать вообще. Получается, что это теперь не так, поскольку новый объект тяжелее Солнца в 15,7 раза. Вторая звезда системы М33 Х7 массивнее нашего светила в 70 раз. Ученые предполагают, что она, вероятно, тоже может коллапсировать, и тогда мы будем иметь в галактике М33 «чернодырную» систему, состоящую из двух погибших звезд.

Период обращения сателлита 3.5 земных суток. Вольфганг Пич - один из авторов статьи в Астрофизическом журнале - говорит о том, что звезда-спутник затмевает черную дыру, на основании чего был сделан вывод о двойственной природе системы и дает уникальные возможности для астрофизиков при изучении феномена черных дыр. Продолжительность затмения дает информацию о размерах сателлита, а характеристики его движения дают информацию о массе обоих компонентов.

Остается открытым вопрос и том, почему звезда-спутник не поглощена черной дырой, обладающей колоссальной силой притяжения. Еще пока что остается загадкой масса звезды из которой родилась черная дыра.

По материалам Сybersecurity.ru и Science Daily