0
2909
Газета Наука и технологии Интернет-версия

11.04.2012 00:00:00

Космос в жестком переплете

Тэги: космос, фантастика


«Мы верим, что над этим миром неминуемо взлетит новая Самофракийская победа, воплотившая мысль и вдохновение человечества, – смелая и неуклонная, словно почтовый голубь, точная, как луч локатора, чистая и сверкающая, как пламя! Мы знаем: это будет».

50-е годы прошлого века в СССР – особенное время. Цитата, приведенная выше, взята из сборника научной фантастики (1963) и принадлежит перу К. Андреева. Спустя 5–7 лет после Великой Отечественной войны страна «заболела» космосом. Все чувствовали: что-то должно произойти при их жизни, сейчас!..

Очень тактильно это ощущение материализовалось в беспрецедентном количестве космической научной фантастики, вдруг появившейся в СССР. Желание наконец-то увидеть, потрогать, пожить в этом новом завораживающем мире породило и совершенно оригинальную эстетику книжного переплета и книжной иллюстрации. Даже сегодня, при всех возможностях фотошопа и 3D-анимации, трудно достигнуть того уровня эмоционального напряжения, которое создавали художники-оформители советской научной фантастики в 1950-е.

В содержательном плане тоже были мобилизованы все ресурсы. Одно из направлений – переиздание космической фантастики еще довоенной поры. Так, первое издание научно-фантастической повести Константина Циолковского «Вне Земли» вышло еще в 1920 году в Калуге. Шестеро ученых – француз Лаплас, немец Гельмгольц, англичанин Ньютон, итальянец Галилей, американец Франклин и русский Иванов («большой фантазер, хотя и с огромными познаниями») – строят космический корабль, на котором совершают путешествие по Солнечной системе.

В 1936 году, через год после смерти Циолковского, Александр Беляев посвятил ему свою книгу «Звезда КЭЦ». Повесть о жизни на орбитальной станции имени Константина Эдуардовича Циолковского (отсюда и аббревиатура – КЭЦ) тоже переиздается в 50-е.

Становится популярным жанр, который можно было бы назвать инженерной фантастикой. «Путешествие в завтра» главного редактора журнала «Техника – молодежи» Василия Захарченко (1952), «Открытие мира» (1954) и «Мечте навстречу» (1958) известного популяризатора науки Бориса Ляпунова, «Путешествие к далеким мирам» кандидата технических наук Карла Гильзина (1956) – типичные образцы такой фантастики. Драматургическая основа здесь не главное. Главное то, что «интерес наших юношей и девушек к проблеме межпланетных путешествий стал совершенно конкретным» (К.Гильзин).

Ближе к концу десятилетия – уже не просто техническое, но и социальное осмысление начала космической эры. Уровень, конечно, разный. Самый настоящий трэш – роман Леонида Оношко «На оранжевой планете» (1959)… «Чего только не было среди них! Обломки галет, кусочек сахара, кнопка, половинка пуговицы, зуб пластмассовой расчески, крючок, пистон, резинка, неведомо как попавшая в карман» – описание содержимого комбинезона советского космонавта, ступившего на поверхность Венеры.

Но тут же – первая советская космическая сага Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» (1958). А уж после сборника братьев Стругацких «Шесть спичек» (1960) космическая фантастика бесповоротно повзрослела в эстетическом смысле. Рубежное произведение. Во всех смыслах: сдано в печать 5 апреля 1960 года; а 12 апреля 1961-го первый в истории полет в космос совершил Юрий Гагарин.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
500
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
590
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
511
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
566

Другие новости