Особенно поразило всех экспертов то, что SJ-100 получил полностью отечественные двигатели ПД-8. Фото с сайта www.uacrussia.ru
23 апреля над аэродромом авиазавода в Комсомольске-на-Амуре полностью импортозамещенный авиалайнер SJ-100 совершил первый полет. Специалисты сразу обратили особое внимание на то, что SJ-100 был оснащен отечественными двигателями ПД-8.
«Полет ознаменовал тот факт, что мы полностью восстановили весь цикл авиационной отрасли, важнейшее дело», – заявил президент НИЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук. По его словам, в рамках сотрудничества с НИЦ «Курчатовский институт» были разработаны пять сплавов для производства элементов двигателя ПД-8, в том числе высоконагруженных сопловых и рабочих лопаток турбин высокого и низкого давления.
Действительно, немногие страны в мире владеют технологиями изготовления лопаток для турбин.
Наблюдатели в целом признали, что полет SJ-100 – «это абсолютный прецедент на мировом рынке авиастроения: ни Boeing, ни Airbus, ни Embraer не умеют создавать самолеты самостоятельно, без чьей-либо помощи». Дело в том, что их поставщики комплектующих и оборудования разбросаны по всему миру. Даже Китай не может повторить это достижение российской авиапромышленности и науки. Конструировать и делать корпус самолета с соответствующей механической и электронной начинкой в Китае научились. Но проектировать и производить самостоятельно авиационные двигатели по-прежнему не умеют. И большого опыта в копировании западных технологий для этого недостаточно.
Основные зарубежные аналоги SJ-100 (региональный самолет на 87–108 пассажиров) – это Embraer E-Jet, Bombardier CRJ, Airbus A220–100 и Boeing 737 MAX 7. Эти модели конкурируют в сегменте 61–132 мест на среднедальних маршрутах. Компании – производители этих машин имеют глобальную сервисную сеть. Embraer лидирует по поставкам благодаря модификациям и надежности, A220 – по экономичности, CRJ – по комплектации, Boeing и Airbus предусматривают более широкую инфраструктуру.
Надо отметить, что SJ-100 уступает по дальности и топливной эффективности зарубежным аналогам, но фокусируется на импортозамещении для российского рынка. SJ-100 адаптирован для экстремальных климатических условий (может эксплуатироваться до температуры +50°C, высота – до 4000 м).
О сложности решенной задачи полного импортозамещения говорит и история создания этой машины – SJ-100.
Опытный образец самолета SJ-100 (Sukhoi Superjet New) совершил первый полет 29 августа 2023 года также на заводе в Комсомольске-на-Амуре. Машина была в воздухе 54 минуты на высоте до 3000 м, скорость достигала 343 км/ч. Это испытание подтвердило стабильность основных система самолета. Первый полет с двигателями ПД-8 прошел 17 марта 2025 года; борт пробыл в воздухе 40 минут, достигнув скорости 500 км/ч и высоты 3000 м. 4–5 сентября 2025 года взлетел первый серийный SJ-100 уже в варианте для коммерческих поставок.


