0
1086
Газета Особая папка Интернет-версия

13.10.2000 00:00:00

Россия и ее интересы

Владимир Лукин

Об авторе: Владимир Лукин, посол РФ в США

Тэги: Россия, суверенитет, безопасность, интерес


Прежде чем говорить об интересах России, надо определить самого носителя этих интересов: о какой России - пространственной, политической, идеологической и т.д. - идет речь? Процесс нового самоопределения России далеко не завершен, и с нынешнего исторического перекрестка просматриваются по крайней мере три возможных варианта российского будущего: 1) национальное демократическое государство; 2) авторитарно-имперская Россия; 3) развал Российского государства на слабые, конфликтующие между собой куски.

Последний вариант, к сожалению, возможен, но бессмыслен с точки зрения анализа интересов такой России. Второй вариант также, увы, возможен (в т.ч. и как реакция на нарастающую угрозу первого), но исторически он тупиковый. Жестко авторитарная, ощетинившаяся Россия окажется в новом враждебном окружении - более тесном, чем раньше; станет в современном мире уязвимым анахронизмом, утратившим способность к социальному и экономическому динамизму.

Первый путь является не только наиболее предпочтительным, но и единственно возможным для России, если она хочет сохранить себя в качестве великой державы, стать со временем членом сообщества передовых развитых государств.

Но что такое демократическая Россия? Наверное, она должна быть в чем-то похожа, но во многом и непохожа на американскую или любую другую западную модель. Прогресс в создании национальной государственности - глубоко внутреннее, интимное и в чем-то даже загадочное дело каждой нации, коренящееся в ее истории, национальном характере и политическом таланте. И в этом Россия отнюдь не так безнадежна, как иногда принято считать. При всей своей тяжелой истории у нее есть давняя демократическая и либеральная традиция, пусть не очень продолжительный, но зато выстраданный - в том числе и нынешний - опыт создания своих собственных демократических институтов.

Думается, что с учетом традиций и объективных особенностей России эффективная государственная власть в ней должна по необходимости быть сильной властью. Но такая власть сама по себе еще не перечеркивает демократию, если она периодически проходит через горнило свободных выборов, ограничена в своих полномочиях справедливым и действенным законом и уравновешена изнутри разделением властей, а извне - независимой прессой. В том или ином виде все эти основные признаки уже присутствуют в сегодняшней России. Упрочение демократии, превращение ее в эффективную систему правления на территории всей страны - важнейший национальный интерес, а следовательно, и национальная цель России.

Следующий вопрос: что такое национальная российская государственность? Ведь сам этот термин может вводить в заблуждение, ибо Россия исторически сложилась как многонациональное государство, в котором численно преобладающие великороссы сами этнически и географически перемешались с десятками других народов, а межнациональные географические границы проводились искусственно и произвольно. Поэтому полное национально-этническое самоопределение в условиях России - это цепная реакция ее распада на все более мелкие, отчужденные друг от друга осколки. Единственная приемлемая альтернатива этому - решительная серьезная политика на сохранение и упрочение единого федеративного государства, в котором обеспечиваются равные права для всех граждан и уважается национальное и этническое своеобразие.

Следующий очевидный интерес России, как и любого другого крупного государства, - безопасность, прежде всего в отношениях с соседями. Думаю, что Запад, и особенно США с их богатым опытом отношений с более слабыми соседями по Западному полушарию, понимают, что наше "ближнее зарубежье" - зона жизненно важных интересов и естественного преобладания влияния России. Весь вопрос в том, какими методами и в каких формах будет осуществляться это влияние. И здесь фактор политического режима в самой России играет ключевую роль.

Демократическая Россия не боится суверенитета и независимости своих новых соседей. Она не собирается навязывать им свою систему правления или, иначе, вмешиваться в их внутренние дела. Но вправе ожидать от них безусловного уважения человеческих и гражданских прав находящегося там русскоязычного населения. Она также вправе ожидать от них воздержания от враждебных России действий и недопущения на своей территории угрожающей безопасности России активности третьих стран, а со своей стороны готова оказывать своим соседям всяческое содействие в обеспечении их собственной безопасности как в двусторонней, так и в многосторонней формах.

Строительство подобных отношений будет - как мы видим уже и сейчас - трудным и болезненным процессом, который потребует большой ответственности, умения, терпения и политического новаторства от всех его участников, прежде всего от России. Но в принципе, на мой взгляд, здесь нет непреодолимых препятствий.

На европейском направлении приоритетный российский интерес состоит в сближении с ЕС, постепенной, многоэтапной интеграции в европейское экономическое и политическое пространство.

В то же время Россия объективно вряд ли заинтересована в превращении Европы в замкнутый экономический и военно-политический союз, равно как и в появлении в ней подавляющего гегемона. Ей - будем откровенны - выгодней сохранение многополюсности европейской политики, в том числе роли в ней США.

На Дальнем Востоке долгосрочный стратегический интерес России состоит, видимо, в том, чтобы, поддерживая ровные сбалансированные отношения с Китаем, Японией и другими странами, не содействовать ни одной из великих держав региона в ее претензиях на господство в нем. Особенно - как политически, так и экономически - важны отношения России с Китаем, которые по своей приоритетности должны быть поставлены вровень с европейским и американским направлением. Главную задачу здесь я бы сформулировал как достижение отношений "необратимой взаимозависимости", при которой ни одна из сторон уже не смогла бы вернуться к одностороннему конфронтационному курсу в отношении другой.

На южном направлении важная стратегическая задача России состоит в предотвращении открытой борьбы третьих стран за влияние в образовавшемся вакууме Средней Азии и Закавказья. В нее уже вовлечены Турция, Иран, Афганистан; не исключено втягивание Китая и других южноазиатских стран. В перспективе здесь обозначается уже не просто разлив исламского фундаментализма, но и вооруженное столкновение исламской, христианской и азиатских цивилизаций.

И именно демократизирующаяся Россия с ее уникальным многовековым опытом отношений с этими тремя мирами может сыграть здесь ключевую стабилизирующую роль, особенно если встретит понимание и поддержку на Западе. О подходах к этой проблеме надо еще много думать, но ясно, что один из путей здесь - создание надежной системы коллективной безопасности на юге СНГ при одновременном налаживании ровных, взаимовыгодных отношений с нашими основными южными соседями.

Отношения с США, бесспорно, остаются одним из важнейших приоритетов российской внешней политики. Россия заинтересована в тесном и долгосрочном сотрудничестве с США по многим причинам, но прежде всего потому, что Америка - при всем своем спорном "упадке" - остается ведущей военно-политической державой мира. Речь, конечно, идет не об американо-российском кондоминимуме и даже не столько об экономической помощи, хотя она, конечно, тоже важна. Речь идет о поддержке нашего продвижения к демократии и рынку на основе признания наших законных интересов безопасности и посильной помощи в их обеспечении, без которого само это продвижение будет невозможно.

Существует и альтернативная стратегия - союз России с активистами "третьего мира", игра на противоречиях внутри западного мира, прежде всего - между США, Германией, Японией, а также Китаем. То есть обеспечение особых интересов безопасности России уже не с помощью, а вопреки США, к тому же - в более жесткой их упаковке, напоминающей "имперские" формы.

Разумеется, ни тот, ни другой вариант не придет сам собой: каждый потребует немалых усилий. И, надо сказать, работа здесь идет вовсю в том и другом направлении, благодаря чему сохраняется вариантность возможного развития.

В обеих наших странах есть убежденные противники российско-американского партнерства. В России это в основном крайние ура-патриоты, считающие морально "прогнившую" Америку недостойной дружбы с "великой Россией". В США это фундаменталисты "Real Politik", считающие силовое соперничество великих держав извечным законом мировой политики, а Россию к тому же - имманентно агрессивным, экспансионистским, а сейчас - и слабым государством, потому тоже недостойным для себя партнером.

Но есть у нас и такие ревнители сближения с США, которые наносят этому делу едва ли не больший ущерб, чем его противники. Достигают они этого методом от противного: партнерство (причем партнерство по принципу "российское дитя и американский отец") с Америкой преподносится чуть ли не как единственное спасение России и трактуется как безоговорочная, априорная поддержка любых американских инициатив.

Конечно, в какой-то степени этот перехлест в сторону романтического, инфантильного проамериканизма объясним как ответная реакция на огромный перекос конфронтационности, сложившийся в годы холодной войны. Но плохо то, что перехлест этот набрал свою собственную инерцию, которая стала политикой.

Плохо еще и то, что этот перехлест успел породить в США завышенно нереалистические ожидания, создать психологическую ситуацию, при которой попытки сдвига российской политики в сторону большей самостоятельности начинают восприниматься не как необходимая естественная корректировка, а как злоумышленный отход от самой сути реформистской демократической политики сближения с Западом.

Предвижу традиционный вопрос: "А в интересах ли США помогать России реализовывать ее национальные интересы, вновь становиться на ноги в качестве сильной державы, пусть даже и демократической?" Решать здесь, конечно, самим американцам, но, на мой взгляд, ответ на этот вопрос может быть только однозначно положительным. Долгосрочный интерес США в отношении России (о чем не раз говорили американские руководители) - в содействии ее превращению в демократическую державу, суверенного и полноправного члена цивилизованного мирового сообщества. Остальное - детали, подчиненные этой главной задаче.

Но и в ином отношении Россия приобретает ключевую роль в долгосрочной стратегии США. Возьмем ключевое - европейское направление. НАТО была реакцией США на сильную агрессивную Россию (СССР) и слабую поверженную Германию. Продолжение той же стратегии в ситуации все более сильной Германии и слабой России - это уже не политика, а инерция. Такая инерция может привести лишь к дальнейшей дестабилизации Восточной Европы до самого Урала и нарастанию искушений в пользу "германизированной Европы", а не "европеизированной Германии". Другим весьма вероятным вариантом, непосредственно следующим из такой "инерционной политики", может стать своего рода "супер-Рапалло", что тоже вряд ли отвечает долгосрочным американским интересам.

Выход состоит, скорее, в уравновешивании новой комбинации в рамках широкого Европейского сообщества (типа миттерановского проекта конфедерации), живущего по правилам, принятым в клубе демократических государств. Такое сообщество предполагало бы демократическую Россию в качестве центра Восточной Европы, уравновешивающего прогерманские искушения. А эти последние, в свою очередь, будут - при конструктивном американском участии - сдерживать традиционалистские российские искушения, если таковые возникнут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1459
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1041
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1254
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
804

Другие новости