0
1920
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.12.2000 00:00:00

Новая пьеса Леонида Филатова

Тэги: Филатов, театр, сцена


В середине января в Москве стартует новый проект театральной компании "Успех" - "Опасный, опасный и очень опасный...", главной сенсацией которого станет возвращение на театральную сцену драматурга и актера Леонида Филатова. Увлекшись "Опасными связями" Шодерло де Лакло, Леонид Алексеевич написал пьесу, где, отвергнув путь банальной инсценировки, преобразовал роман в письмах в драму в стихах. "Опасный..." - сочинение не просто в ином жанре, но и в другом виде литературы, результат кропотливого литературного труда, который впечатляет прежде всего выдержанным стилем и качественной работой над словом. Это невероятно, но правда: впервые Леонид Филатов видит свою пьесу на театральной сцене, хотя попыток поставить что-либо из его драматургического наследия было предпринято немало.

Драматической поэме Филатова хочется пожелать счастливой сценической карьеры - она может и даже, кажется, должна разойтись в скором времени по российским театрам. Простой для чтения и легкий для восприятия на слух филатовский стих, с одной стороны, пытается соответствовать "благородному" стилю XVIII века, но, с другой - позволяет драматургу, избегая за редким исключением пошлости, создать ироничное, умное, полное народного юмора произведение в духе "Сказа о Федоте-стрельце".

Режиссер "Опасного и очень опасного..." Сергей Виноградов, следующий слову Филатова, представил "галантный век" веком необузданных страстей и неограниченной сексуальной свободы. Главным событием спектакля становится двойное соблазнение невинной пары Дансени (Сергей Шнырев) и Сесиль (Алена Хованская) искушенной и развращенной парой Вальмона (Сергей Виноградов) и маркизы де Мертей (Ирина Апексимова). Главные герои-любовники - Вальмон, одетый в брюки фиолетовой кожи, стянутые по швам тугой тесьмой, малиновые пиджак и жабо, белоснежную сорочку, и маркиза, пылкая брюнетка, в высоких алых сапогах, расшитых золотыми цветами, бордовом гульфике и чернильных чулках - скорее модели Penthouse"а, нежели люди своего времени.

Роскошные и дорогие костюмы Аллы Коженковой вообще играют в спектакле роль сексуальных фетишей. Каждая из женщин - а их в спектакле четыре - переодевается в очередное новое платье чаще, чем на сцене что-нибудь происходит. Кажется, что процесс перемены одежд и является главным возбудителем либидо галантных дам.

Спектакль становится отчаянно скучным, когда актеры пытаются соблюдать субординацию и рисовать людей эпохи Лакло с их изысканными нравами. Первый акт, где любовники еще не обрели предмет своей запретной страсти, тонет в разговорах и танцах, нарочно "проложенных" между диалогами. Здесь становятся заметны все изъяны актерской режиссуры Сергея Виноградова, атрибутами которой являются хореографические интермедии, которые, наверное, тоже можно назвать "актерскими". Режиссуру еще как-то структурирует удачное сценографическое решение (также Аллы Коженковой) - за авансценой занавесью (французский парк с любовной сценой на веранде, отдаленно напоминающей сюжеты Ватто и Фрагонара) открывается второй, глубокий план - цветущие аллеи, обрамляющие боксерский ринг, который выполняет роль коллективного ложа, "сексодрома". Четыре женщины, загнав Вальмона на ринг, забавляются шуточной борьбой с дамским угодником, пошлепывая, подталкивая и гоняя его, словно мяч, друг к дружке. Вальмон нужен всем, он - послушная игрушка в руках женщин, стонущих от бури желаний. Сексуально неотразимая маркиза Ирины Апексимовой задирает юбку на затылок, демонстрируя ошарашенному Вальмону свой изящный зад, и тем самым окончательно нокаутирует утомленного любовника.

Во втором акте, превращающемся в сплошную оргию, режиссерское и актерское мастерство всех исполнителей заметно крепнет. На сцене воцаряется томительное, изящное и красивое действо в стиле, знакомом нам по спектаклям Романа Виктюка, но здесь - с традиционной ориентацией.

В финале Вальмон предстанет перед зрителем ужасным стариком. Вопреки замыслу Лакло Вальмон выживает после дуэли с Дансени и выплывает к зрителям на инвалидной коляске - искалеченный и, кажется, не способный шевельнуться. 90-летний любовник, меланхолично разъезжая по сцене, вопиет о собственном бессмертии: "На меня - мода / Я еще опасен". Дьявольский искуситель жив, равно как и дело его - опасное, очень опасное, но и тем более - обольстительное. Вальмон проезжает мимо четырех статуй, в которых превратились женщины, развращенные им, но и благодарные за ту каплю настоящей жизни, что Вальмон когда-то даровал им.

Наше отчаянное время изобретает героя по себе - нового Казанову, который, снова вопреки мысли романиста, не развращает пристойное общество, приводя его к нравственной катастрофе, но пускает кровь, высвобождая наружу еле сдерживаемые желания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
418
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
459
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
282
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
184

Другие новости