0
881
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.05.2001 00:00:00

Завершение эпохи

Тэги: туполев, смерть, память, самолетостроение


Смерть 12 мая в Центральной клинической больнице 75-летнего академика Алексея Андреевича Туполева символизирует не только конец наиболее известной династии отечественных авиаконструкторов. В некотором смысле можно говорить о завершении советской эпохи в самолетостроении.

Алексей Туполев родился 20 мая 1925 года, в те времена, когда его великий отец - Андрей Туполев, опираясь на наследие патриарха российской авиации Николая Жуковского, возрождал самолетостроение в нашей стране. В 1942 г., когда освобожденный из "шараги" отец вновь создал свое конструкторское бюро, сын пришел туда на работу. В 1957 г. тяжелая авиация приступает к преодолению скорости звука, и Алексей Туполев становится начальником отдела КБ по сверхзвуковым летательным аппаратам. В период хрущевской ракетной гонки молодой главный конструктор возглавляет в ОКБ-156 работы по дальнему скоростному беспилотному разведчику Ту-123 и другим подобным машинам.

С 1963 г. начинается новый этап в деятельности Алексея Туполева: он становится главным конструктором первого в мире пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144. Эта машина стала выдающимся достижением технической мысли, однако как коммерческий проект она потерпела неудачу, впрочем, как и ее основной конкурент - англо-французский "Конкорд". Гораздо более удачной оказалась судьба Ту-154, который был разработан под руководством Алексея Туполева и до сих пор остается основной "рабочей лошадкой" российской пассажирской авиации. В 1973 г., когда эта машина стала в массовом порядке поступать в "Аэрофлот", сын сменил умершего отца на посту генерального конструктора ОКБ им. А.Н. Туполева.

Высшей точкой в деятельности конструктора стал стратегический ракетоносец Ту-160. Самый мощный бомбардировщик в мире превзошел американский B-1, однако, в сущности, Ту-160 подвел черту под концепцией "дальше, выше, быстрее". В самолетах нового поколения на первое место вышли другие качества, и достойного ответа на B-2 уже не последовало.

Запоздала наша страна и с созданием современных пассажирских лайнеров, в том числе и тех, которые в последние годы своей жизни проектировались под руководством Алексея Туполева (например, Ту-204). И все-таки у россиян есть шанс полетать на самолете, который задумывал выдающийся сын великого отца - отечественный авиапром работает над среднемагистральным пассажирским самолетом Ту-334.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
730
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
854
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
428
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
296

Другие новости