0
1055
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.04.2009 00:00:00

Про пельмени и национальную идею

Тэги: русофобия, ксенофобия


русофобия, ксенофобия Спорим, шотландские килты – меньшая редкость на московских улицах, чем старорусские кафтаны и сарафаны?
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

«А какое блюдо у вас, в России, считается по-настоящему национальным, традиционным?» – спросила меня недавно на приеме у своего мужа – заместителя главы диппредставительства Японии в Москве, министра Тоехиса Кодзуки хозяйка мероприятия – очаровательная Хироко. Прием проводился по случаю отбытия из российской столицы одного из сотрудников посольства и почему-то прямо на квартире министра. Японская кухня, хотя и превалировала в виде самых разнообразных суши и роллов, но в смысле напитков себе изменяла: на столе стояли замечательные, но все же французские вина. Или испанские? Да, собственно, не в них был смысл встречи. Прелесть таких приемов в том, что ты либо встречаешь там знакомых, которых сто лет не видел, и тут – спасибо господину Кодзуки! – вы так рады друг с другом пообщаться, либо, наоборот, сначала заводишь с кем-то разговор скорее из вежливости, чем по необходимости, а потом уже жалко расставаться.

С Хироко так и вышло: о чем мы только не говорили, едва познакомившись, и плохое знание языков – мне японский знаком только на уровне «здравствуйте», русский моей собеседницы тоже оставлял желать лучшего – не стало помехой. И вдруг, без перехода вопрос про национальное блюдо┘ Я чуть было не ляпнула, что это водка. Ну, в смысле, у нас же любят так шутить, что это коронное блюдо любого застолья. Шутка бы точно не удалась: Хироко хотелось удивить чем-то исконно русским свою дочку. Та приехала сюда на каникулы, а «так она живет в Токио с нашим старшим сыном, и мы так редко видимся», вздохнув, объясняет японка.

Не так чтобы быстро и не так чтобы очень уверенно перечисляю: пельмени, щи и почему-то блинчики с мясом. «Спасибо, – говорит Хироко, – и куда можно пойти, чтобы все это попробовать? Вкусное и по-настоящему русское?» Тут моя пауза сильно затянулась, и не потому, что в российской столице нет ресторанов, где прекрасно приготовили бы и то и другое. Стыдно признаться, но я затруднялась с рекомендациями, потому что давным-давно не была в таком «исконно русском» заведении.

Спроси меня, где в Москве самые японские роллы, отвечу не задумываясь. Или где, например, готовят самую вкусную в городе узбекскую шурпу, ну если не во всем городе, то в ареале моего обитания наверняка. Или чем славна азербайджанская кухня (особенно вкусен чай, который подают в глиняных чайниках со всякими травами, а пить непременно надо из маленьких стаканчиков из тонкого стекла вприкуску с кусочками сахара, сколько бы ни говорили о вреде последнего). На худой конец даже, мне кажется, смогу порекомендовать, где пьют настоящую мексиканскую текилу. А вот с пельменями промашка вышла, я уже и вкус их забыла – настоящих, домашних.

И не только я, как оказалось. Кого я только не опрашивала после того памятного разговора с Хироко, никто «на пельмени» специально не ходит. И более того: блицопрос по теме традиционно русского тоже единогласия не выявил – в качестве коронного, национального чего только не называли, наибольшее количество голосов, правда, собрали каши. А начни уточнять, какая именно из них и как приготовлена, снова затык: «Ну чего пристала, не едим мы всего этого. А что до пельменей – да, вкусно, но это вредная и тяжелая пища, блинчики – тем более, ты еще про котлеты спроси, на жиру поджаренные». Картошка, по мнению многих, может быть, и была когда-то самым популярным блюдом в любом виде – жарено-пареном, но как тоскливо сказал один мой знакомый, «поговори об этом с моим диетологом».

В общем, эксперта по русской кухне из меня не вышло, тем более что в том разговоре с милой японкой я совсем позабыла про молочного поросенка с гречневой кашей внутри и торчащим изо рта бумажным цветком. Только почему-то сколько раз на свадьбах (самых разнонациональных, кстати) в центре стола его видела, столько раз до него очередь не доходила: гостям под водочку почему-то больше нравилось закусывать корейской морковкой или армянской долмой (я ничего не перепутала, она точно армянская?).


Изделия из бересты давно стали больше сувенирами а-ля рус, чем необходимыми для жизни вещами.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Что же до водки, то попрошу не мучить вопросом: какая из них самая-самая. Этот мой опрос тоже толка не дал: на вкус и цвет самого традиционного русского напитка, как выяснилось, сколько было «респондентов», столько же и предпочтений. Эх, не то, что раньше – «Столичная», она и в Африке была «Столичной» – это так мне знаток алкоголя с многолетним стажем засвидетельствовал. Да и фаворит ли именно водка на наших столах? Все больше поклонников у заморских аналогов – виски, например, или те же коньяки. А если по-настоящему соцопрос проводить, то в сельской местности явный лидер – это самогонка, которая никогда никуда не пропадала, даже в самые застойные годы.

Впрочем, что это все про еду? Увлекшись русофилией, я стала мучить всех, кто под руку попадался: а какую спортивную игру можно с полной уверенностью назвать традиционно русской? Почти все без сомнений отвечали, что это – лапта. Но умеет ли кто-то играть в нее – думается, ответ понятен. Дальше – больше. Почему на Красной площади можно скорее встретить настоящих шотландцев в настоящих килтах (говорят, что в британской армии они до сих пор считаются частью военной формы), чем настоящую русскую красавицу в расшитом сарафане. Ну не хотят наши женщины и девушки ходить в традиционных нарядах с многовековой историей и, может быть, правильно делают? Какими бы красивыми и роскошными они ни выглядели, все равно французские (или итальянские?) милее и желаннее.

Мы предпочитаем смотреть американские фильмы, ездить на японских или немецких машинах, отдыхать на Гоа и покупать недвижимость в Майами, и при этом ностальгия о жизни «на земле», с экологически чистыми продуктами, вкусным воздухом и непременно русскими березками (неважно, что в реальной жизни они в основном потребляются в виде поленьев для камина или бани) становится все сильнее. Иногда она почти так же ощутима, как тоска по национальной идее, которая, появись, враз всех бы объединила и вывела в светлое будущее.

А пока в ее отсутствие даю самой себе обещание: сейчас вот пост уже закончился – его мало кто соблюдает, но, посмей только заговорить в это время на чревоугоднические темы, застыдят, в общем, в ближайший свободный денек наготовить целую гору вкуснейших пельменей и зазвать на пир друзей, а может быть, и Хироко. И пусть на столе еще будут всякие кулебяки, пироги и винегреты. И за чересчур холестериновым столом мы всласть наговоримся о смысле жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
537
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
635
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
549
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
614

Другие новости