0
2150
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.11.2009 00:00:00

О Марадоне, о футболе и не только

Тэги: футбол, марадона


футбол, марадона Танец на мяче – Неаполь ревет от восторга.
Фото из книги Диего Марадоны «О себе, о футболе и не только»

В выходные купил автобиографическую книгу Диего Марадоны «О себе, о футболе и не только». По большому счету ничего нового, кроме того, что Рене Хаусман люто пил на сборах перед ЧМ-78, а великий Даниэль Пасарелла на ЧМ-86 сидел в запасе не из-за перенесенного гепатита, а из-за разборок в сборной – игроки взяли сторону Диего. А так – 312 страниц о борьбе с соперниками, самим собой, одноклубниками, тренерами, президентами, чиновниками, судьбой, наконец. Большая часть жизни гениального футболиста – в противостоянии с кем-то. А большая часть моей болельщицкой жизни – в переживаниях за Марадону. В ожидании вестей из Южной Америки, Барселоны, Неаполя, Севильи, где он играл. В радостях и разочарованиях за сборную Аргентины. За самого Диего. За его преемников.

Впрочем, началось это еще до Марадоны. В 1974 году. Кто-то болел за Бразилию Ривелино и старевшего Жаирзиньо, другие – за Голландию Кройфа и Неескенса, за ФРГ Беккенбауэра и Нетцера и даже за неожиданную Польшу – Дейны и Лято. А я вдруг – за длинноволосую «Альбиселесте». Именно по причине наибольшей хипповости среди всех сборных. Номера на футболках у Айалы и нескольких еще игроков порой скрывались под волосами. И технари были еще те, и такой ярости в игре, как у Кемпеса и Хаусмана, ни у кого не было, но закончили турнир аргентинцы рано. Кузен, фанатевший от Кройфа, подтрунивал надо мной. А я запальчиво спорил, что следующий чемпионат выиграет именно Аргентина. И выиграла. Слухи же о Марадоне до Тбилиси докатились уже после того мундиаля, на который, как выяснилось позже, Диего не попал в последний момент. Как он играет, из моих знакомых не видел никто. Но все они готовы были доказывать, что «уже сейчас, как Пеле!».

Тбилисское телевидение в те годы было более чем либеральным. Под прикрытием «разоблачительных» рубрик типа «их нравы» в ночное время показывались фрагменты концертов Rolling Stones и Beatles, западные фильмы, какие-то футбольные матчи в записи, компиляции NBA. И вот в одной из таких передач известный спортивный журналист Давид Клибадзе показал 10–15-минутный фильм о Диего Марадоне с условным названием «Марадона – будущий Пеле?». По сути, это была нарезка, которых сейчас полным-полно в You-Tube. Уже не вспомнить, что именно показывал Клибадзе, но помню реакцию приглашенных в студию футболистов тбилисского «Динамо» – очевидно, увиденное их так потрясло, что никто не смог сказать что-то связное. Потрясены были не только они. Все тбилисские болельщики, смотревшие ту передачу. Но увидеть Диего по-настоящему в деле довелось только через несколько лет. На испанском ЧМ-82 Аргентина во многом из-за дрянного судейства выступила неудачно, но Марадона сверкнул. «Ах вот ты какой, Диего Армандо Марадона!» – эмоциональный выкрик Коте Махарадзе, комментировавшего матч с Венгрией, до сих пор стоит в ушах.

Потом начались сумасшедшие поездки по выходным на тбилисскую гору Мтацминду с портативными «Юностями» и «Шауляями», работавшими от автомобильных аккумуляторов, или в городок Тетри-Цкаро – в горах в сотне километров от Тбилиси. Там можно было кое-как ловить сигналы турецких телеканалов и сквозь «снег» на экране или в отражении в зеркале, приспособленном у экрана (в зеркале было видно четче – один физик даже объяснял мне этот оптический эффект, но я уже не помню), высматривать прямые трансляции матчей чемпионатов Испании, Италии или еврокубков. Конечно, мучились и портили глаза не только из-за Марадоны. Было немало достойных футболистов. Но не ошибусь, сказав, что именно он занимал в наших болельщицких умах и душах особое место независимо от командных пристрастий. В этих субботних и воскресных разъездах, в возникшем увлечении Борхесом и Кортасаром, Бьой Касаресом и Лугонесом, Пьяццоллой и Пульесе как-то незаметно наступила Мексика 1986-го.


Многие прославленные футболисты начинали на таких площадках.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

К тому чемпионату мира на одну из своих первых зарплат купил в рассрочку цветную «Радугу». Из-за разницы во времени большинство матчей группового турнира показывали в записи. И вот какой-то тбилисский шутник запустил слух, что Аргентина–Италия будет в прямом эфире на дециметровых волнах. В моей «Радуге» дециметровый блок наличествовал. И в компании пары соседей, нескольких приятелей и 75-летней своей бабушки – большой любительницы спорта (упокой, Господи) полночи тупо крутил колесико «дм», а другой придурок вертел во все стороны дециметровую антенну, пока по абсолютной мертвости коротковолнового эфира наконец не стало ясно, что в live мы игру-таки не увидим┘ Смотрели потом другие матчи и через несколько недель бурно отпраздновали триумф нашего любимца. А я завел традицию к каждому мундиалю покупать новый телевизор. Но до сих пор примета больше ни разу не сработала. Не считая успехов молодежных и олимпийских сборных Аргентины, в которых каждый раз появляются один-два новых «марадоны». Однако проходит какое-то время, и становится ясно: нет, не дотягивают. А кто вообще дотягивал? В середине 90-х в интервью с Коте Махарадзе я задал и этот вопрос. Мудрый Коте Иванович ответил лаконично: «Пеле». Потом выдержал паузу и добавил: «Если бы не тот гол рукой англичанам, я бы сказал: Диего не было равных┘ А так – они двое: Марадона и Пеле – или Пеле и Марадона».

В отличие от Пеле Марадона снова в футболе. Коряво, скандально (а иначе он может?!) возглавляет родную сборную. В августе в промежутке между трагическими поражениями от Боливии и Бразилии он, ворча и ругаясь, привез сборную в Москву. Сын позвонил: «Ты его видел?» Сам он незадолго до этого на товарищеский матч ветеранов Аргентины и Грузии с участием Диего не попал – додумались в Тбилиси билеты по 100 долларов продавать! «Видел┘ Метрах в 50», – сказал я, а к горлу почему-то подкатил комок. «Ближе подойти не мог? А ну да, он же журналистов не терпит», – поддел мальчишка. «Аргентина выиграла». – «Большой успех, поздравляю, – сынок, пользуясь расстоянием, продолжал кривляться. – И что будешь делать, если Аргентина в ЮАР не выйдет?» Я отмолчался.

Вышла-таки сборная в ЮАР. Опять, как когда-то давно, было несколько бессонных нервных ночей. Но теперь не на Мтацминда с телевизором или в Тетри-Цкаро у малознакомых гостеприимных людей, а в московской кухне с livetv.ru в компьютере. По сравнению с тем великолепное качество трансляций. Но никого рядом. Только на форуме аргентинских болельщиков мы – несколько человек – виртуально приветствовали друг друга, дружно «плевались» из-за неудачных действий, «вопили» от восторга, когда забивали Палермо и спустя три дня Болатти. Теперь – несколько товарищеских матчей, и наступит ЮАР. В режиме ожидания присматриваю новый телевизор. Может, и зря. Ибо, как сказал один из великих аргентинских футболистов прошлого, кажется, Ди Стефано, а может, Бочини: «Что вижу сейчас, уже видел, а того, что видел раньше, сейчас нет»┘

А позавчера Марадоне исполнилось 49 лет. Здоровья и удачи. Она в ЮАР очень понадобится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
235
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
271
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
245
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
273

Другие новости