0
3931
Газета Стиль жизни Печатная версия

29.10.2019 16:45:00

Вспоминая Авиньон. О низинах и высотах крупнейшего театрального фестиваля

Александра Кокорева

Об авторе: Александра Михайловна Кокорева – театровед.

Тэги: авиньон, театральный фестиваль


авиньон, театральный фестиваль Авиньон во время фестиваля, не всегда к радости его жителей, заполнен «понаехавшими».  Фото © Sharlie Evans/Festival d'Avignon

Авиньонский фестиваль – крупнейший театральный фестиваль мира по количеству постановок в одном городе за одно лето. Авиньонский фестиваль – это целый месяц спектаклей нон-стоп, трогательных представлений без слов, драматических пьес, собранных жизнестойкими директорами, сыгранных неутомимыми актерами, отсмотренных вдохновленными зрителями. Все это безумие жизни и бесконечной энергии проходит в Intramuros (в стенах) небольшого города Авиньона на юге Франции. И несмотря на 73-й сезон, фестиваль оставляет сладостное послевкусие, это фестиваль юный, бодрый, предлагающий свой взгляд на стремительную современность.

Авиньон – это приречные скалы возвышенного городка, обхваченные широкой Роной, где, по словам рыбаков, плавают сомы в 2 м длиной, и они, говорят, могут съесть человека. В центре Авиньона царствует Папский дворец. К нему ведут все узенькие и круговые улочки города. С началом фестиваля тихий провинциальный Авиньон превращается в настоящее городище: что только не городят приезжие артисты!

Главная улица Rue de la Republique затоплена резиденствующими труппами и приезжими зрителями. К счастью, в городе предусмотрены маршруты для тех, кто не хочет тесниться в толпе, – по обходным старинным улочкам, менее людным, более уютным, – так тоже можно добраться куда угодно. Но везде ликуют артисты, поджидают на каждом углу!

Большинство театриков фестиваля расположены в Intramuros города. За пару дней до открытия город оккупируют грузовики с декорациями и приезжие труппы. Местные жители плачут, не могут проехать, злятся на фестиваль, на артистов, на организаторов, на «понаехавших» туристов, кричат на всю улицу: как мне пройти к себе домой?! Но те авиньонцы, что торопятся не домой, а из дома – в театр, – эти жители сполна ценят тот шанс, что им выпал.

Авиньонский фестиваль делится на программу In, которая идет 20 дней подряд, и программу Off, длящуюся 24 дня. Это официальная и неофициальная программы фестиваля. Присутствуя на спектакле, уже не так важно, в рамках какой программы находишься, смотреть интересно все! Тем более что качество спектаклей абсолютно не имеет отношения к категории, в которой спектакль заявлен. Провалы и выстрелы случаются везде.

238-8-2350.jpg
Самые дорогие билеты на Outside Кирилла
Серебренникова в Авиньоне оказались
на 50 евро дешевле, чем бывают самые д
ешевые билеты в Гоголь-центре в Москве.    
Фото © Christophe Raynaud de Lage/Festival
d'AvignonХ
Официальная и неофициальная программа – это все-таки два разных по строению печатных буклета, ввиду разного количества спектаклей. Буклеты с анонсами спектаклей доступны любому зрителю бесплатно в каждом театре города, а также в офисе туризма. Каждое утро в театры стопками завозят буклеты, которые быстро расходятся среди туристов в течение дня. Программы отличаются разным взглядом. Официальная программа (In) – интернациональная, направленная на проблемы мирового масштаба. Спектакли In играются в больших театрах города или в помещениях на открытом воздухе, адаптированных под спектакль (внутренний двор Папского дворца или двор аббатства Карма (Cloitre des Carmes), например). Неофициальная программа (Off) – семейная, рассматривающая явления более пристально. Спектакли Off играются соответственно на более камерных площадках Авиньона. В каждом театре с самого утра до полуночи идут спектакли. У каждой труппы – свое время в каждом театре на весь фестиваль. Труппа может взять себе один выходной день, так называемый relache (фр. «отмена спектакля»), а может и не брать и играть все 24 дня подряд на износ.

Экзотикой Авиньона являются сточные канавы, чей запах смело пробивается на поверхность. Чувствуешь себя как в позапрошлом веке, вонь поднимается словно с самого дна канализации. В начале фестиваля труппа думает, что зловоние продлится всего день. В следующую неделю работники театра терпят бесконечные жалобы артистов на несмолкающий запах. Через неделю, понимая, что заткнуть зловоние не представляется возможным, артисты затыкают нос (даже парижане) или стойко сносят исходящие из-под земли ароматы. Нечего жаловаться, дорогие артисты. Ведь если вы живете в фургоне во время фестиваля, вы можете приходить в театр мыться во время очередного Камю или «17-го октября» (многие французские авторы и режиссеры в этом году вспоминали в своих спектаклях Парижскую резню 17 октября 1961 года, когда французские жандармы жестко подавили демонстрацию алжирцев, выступивших против войны).

Во время фестиваля также происходит удивительный факт: переворачиваются существующие о зрителе и актере стереотипы. И именно зритель оказывается в доминирующей позиции, разгуливая по городу, как звезда. Угождайте публике, господа артисты! Раздавая флаеры, актеры обхаживают зрителя, соблазняют его яркими речами и костюмами, как сирены, заманивают сладостными песнями в логово своего спектакля и своей истории. Иногда зритель настолько привыкает к подобной церемонии, что, беря флаер из рук разгоряченного артиста, не церемонясь, начинает им обмахиваться – летнюю жару южного города, в этом году особенно удавшуюся, никто не отменял. Заметив недостойное применение своей программки, актерская гордость, раззадоренная праздничной атмосферой фестиваля, нагоняет актера, актер, в свою очередь, нагоняет обнаглевшего зрителя и сухо произносит: верните программку, я жду.

На то, чтобы ходить в театр каждый день несколько дней подряд, нужен определенный бюджет. Зрители приезжают минимум на несколько дней фестиваля. Сориентируемся по ценовым категориям: в Москве в Гоголь-центре на спектакли Кирилла Серебренникова цены от 4000 руб. и выше, а на Авиньонском фестивале на его постановки студенты отдают всего 14 евро или 10 евро по специальному предложению (800–1000 руб.), а взрослые – 20 евро (1500 руб.). И это в Европе, в одной из самых дорогих стран, на крупнейшем театральном фестивале мира...

Чтобы играть на Авиньонском фестивале, нужно в среднем рассчитывать на 30 000 евро в сезон, то есть на месяц фестиваля. Чаще всего французские труппы приезжают с грантами, оплачивающими половину этой стоимости. Однако вторую половину приходится добывать самим: на рекламную компанию, на проживание, на еду... Чтобы полноценно участвовать в летнем забеге, стоит пожить в Авиньоне минимум полмесяца. И здесь главный вопрос: зачем они это делают? Тратят столько денег и сил? Ответ прост: ради искусства и ради того, чтобы искусство жило, то есть кормило себя и своих «производителей». Ведь Авиньонский фестиваль является крупнейшим театральным рынком: актеры продают свой продукт, менеджеры театров совершают покупки – спектакли раскупаются на сезоны вперед.

Авиньонский фестиваль – это также время стажировок для студентов. Работать на фестивале съезжаются со всех уголков Франции: уборщиками, в техническую команду театра на свет и звук, в кассы на продажу билетов, на телефон бронировать билеты, на раздачу флаеров, на запуск зрителей... Деньги небольшие, но на них можно снять жилье на весь июль, успеть и, уложившись в заработный бюджет, походить по спектаклям. Интересно, как различные, казалось бы, не имеющие отношения к искусству структуры находят свои лазейки, дабы почувствовать себя причастными к фестивалю. Например, аптеки. Имеют, казалось бы, не самое прямое отношение к искусству, а тоже нашли себе применение. За месяц непрерывных спектаклей актеры зачастую теряют голоса. И тут на помощь приходит Potion magique, «волшебный напиток» для голосовых связок на основе трав, заполонивший аптечные полки с надписью S.O.S. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
5762
Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Петух Петя сыграл на столичной сцене с колумбийскими актерами

Елизавета Авдошина

На Чеховский международный театральный фестиваль прибыли труппы из 12 стран

0
3570
Башкирская "Гроза" не обошлась без подражаний

Башкирская "Гроза" не обошлась без подражаний

Елизавета Авдошина

В Москве завершается фестиваль "Золотая маска"

0
3026
Наивность – спутница мудрости

Наивность – спутница мудрости

Наталия Звенигородская

Театральный фестиваль имени Чехова открыли гастроли Группы восточных исполнительских искусств из Китая

0
2792

Другие новости