0
5128
Газета Я так вижу Печатная версия

22.01.2020 19:00:00

Социальный лифт в подземелье

Почему школьники из проблемных семей вообще не хотят учиться

Игорь Аглицкий

Об авторе: Игорь Семенович Аглицкий – доктор экономических наук.

Тэги: социальный лифт, карьера, общество, школа, неравенство, неблагополучные семьи


социальный лифт, карьера, общество, школа, неравенство, неблагополучные семьи

Есть такой новомодный термин «социальный лифт». Вроде бы он означает относительно быстрое перемещение вверх по социальной лестнице. Я не социолог. Не знаю, насколько верно применение лифтового хозяйства к социальным статусам и ролям. Но термин устоялся. Впрочем, гораздо раньше наши прадеды говорили о том же самом попроще: «Из грязи в князи».

Надо сказать, что быстрое движение вверх в карьере (мне карьера нравится больше, чем лифт) действительно имеет место во время больших потрясений (революции, войны и другое). А вот в обыденной жизни карьера строится постепенно. По ступенькам, первой из которых является школа. Когда я был школьником, то мы понимали, что без хорошей учебы далеко не уедешь (даже на социальном лифте). Поэтому хорошая учеба и комсомольская активность шли обычно в паре.

Жизнь доказала обратное. Пока отличники растерянно смотрели на перестройку, ускорение, развал СССР и дикий капитализм, двоечники быстро перестроились. Став челноками, аферистами или бандитами, они довольно быстро сколотили первичный капитал и превратились (те, кто выжил в девяностые) во вполне респектабельных бизнесменов. И теперь отличники трудятся на их предприятиях. А их дети получают отличное образование, в том числе за рубежом.

Сегодня другое время. Многие отмечают, что российская экономика находится в стагнации. При таких условиях неоткуда взяться быстрым карьерным взлетам. Исключение составляют браки, но это уже другая сфера. Остается старая добрая карьера на основе образования.

Одна из важнейших задач школы состоит в том, чтобы дать всем детям одинаковое полноценное образование, что позволит в определенной степени скомпенсировать социальное неравенство их семей. Но это в теории. На практике социальное неравенство проявляется в школе очень отчетливо. И дети это быстро понимают.

Ребенок из успешной семьи хорошо одет, имеет модные гаджеты, отдыхает на курортах, занимается спортом и с репетиторами. Ребенок из проблемной семьи одет неважно, телефон имеет дешевый, отдыхает во дворе или на даче, занимается уроками сам или, если получается, с мамой. Он начинает понимать, что он как бы второго сорта. Это и есть социальный лифт. Только этот лифт не поднимает ребенка, а опускает его до уровня подземелья.

Дети любят лидировать. Однако ребенок из проблемной семьи лидировать в школе практически не может. Просто нет для этого условий. И он ищет возможность лидировать там, где у него получается. Во дворе или на улице. В компании себе подобных. Это и есть его подземелье. Оно притягивает и засасывает. А школа становится второстепенным объектом для таких детей.

Дальше – больше. Школьные классы расслаиваются на группы «богатых» и «бедных». При наличии прослойки средних, которые могут примкнуть к любой из групп. Богатые в массе своей мотивированы на образование и учатся довольно хорошо. Бедные не мотивированы на образование вообще и практически не учатся. А зачем? Тройки как-то им поставят. Не весной, так осенью. Ведь основное среднее образование в России является обязательным.

Что же является достойной компенсацией для детей из неблагополучных семей? Всевозможные действия, которые в школе и в благополучной семье строго под запретом. Это – курение и снюсы, позднее – алкоголь и наркотики. Ранний секс для подростков обоих полов. Хулиганство (не всегда мелкое), воровство, грабежи. В общем, целый криминальный букет.

Общество давно встревожено этими проблемами. Однако для отказа от вредных привычек и деяний нужно заменить их полезными. Иначе все вернется в исходную точку. Школа на это не способна. Полиция тоже. Неблагополучная семья тоже не в силах. Там выжить бы.

Зато взрослые криминальные элементы довольно легко находят партнеров среди неблагополучных детей. Ведь криминал тоже сидит в подземелье, причем находится там в большом авторитете.

На самом деле все не так ужасно. Пока в России не так много подростковых банд. Многие дети из проблемных семей в криминал не идут и гадости не употребляют. Но при этом и в школе не учатся. Дотягивают кое-как до окончания девятого класса. А дальше колледж, рабочая профессия. И никаких социальных лифтов – ни сразу, ни в ближайшей и дальней перспективе. Однако в последние годы простой народ у нас не богатеет. Поэтому можно строить разные прогнозы.

Подведем итог. Надо откровенно признать, что неравенство сегодня в России достигло опасного уровня. И бьет это неравенство прежде всего по самым беззащитным – детям и старикам. Если старики, прожившие жизнь, вряд ли будут бунтовать, то дети, когда подрастут, вполне смогут. Не простят обществу сладкую болтовню про лифты социальные. Поэтому нужно уже сегодня что-то им дать. Отличное от подземелья. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Снежный возраст. В центре общественного внимания оказалась личная ранимость

Снежный возраст. В центре общественного внимания оказалась личная ранимость

Анна Берсенева

0
1303
Силовики добиваются права на внесудебную блокировку сайтов

Силовики добиваются права на внесудебную блокировку сайтов

Екатерина Трифонова

Правительство, Госдума и Совет Федерации обсуждают очередной репрессивный закон

0
1532
Бремя и благо частной школы

Бремя и благо частной школы

Игорь Аглицкий

Социальная справедливость – это всего лишь красивый миф, придуманный утопистами

0
1320
Центр занятости «Моя карьера» проводит открытые отборы с работодателями и соискателями в онлайн-формате

Центр занятости «Моя карьера» проводит открытые отборы с работодателями и соискателями в онлайн-формате

0
638

Другие новости

Загрузка...