0
1298
Газета Я так вижу Печатная версия

04.06.2025 18:10:00

Два вместо четырех: с математикой в ОГЭ не все так просто

В России проходит эксперимент, который должен щадить время и нервы учеников

Дмитрий Метелкин

Об авторе: Дмитрий Александрович Метелкин – кандидат социологических наук, руководитель центра экспертизы в образовании РАО.

Тэги: система образования, законодательные изменения, модель гиа, эксперимент, упрощенная модель сдачи огэ


система образования, законодательные изменения, модель гиа, эксперимент, упрощенная модель сдачи огэ Упрощенная модель сдачи ОГЭ подходит для семей, которые не уверены в качестве школьного образования и предпочли колледжи. Фото агентства «Москва»

Законодательные изменения 2025 года открывают дорогу серьезным изменениям не только в системе государственной итоговой аттестации (ГИА) на уровне основного образования, но и для всей системы образования в целом. Более того, произошедшие изменения с лагом в год-два способны сказаться на рынке труда, в той его части, которая связана с удовлетворением спроса на рабочие профессии.

Сегодня сокращение (с четырех до двух) обязательных предметов на Основном государственном экзамене (ОГЭ) проводится под девизом облегчения экзаменационной нагрузки на девятиклассников и стимулирования их поступления в организации среднего профессионального образования (СПО). Нельзя не признать, что решение об изменении модели проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) после завершения уровня основного общего образования имеет под собой ряд объективных и субъективных оснований.

В частности, уровень тревожности как у выпускников, так и их родителей по отношению к итоговой аттестации продолжает оставаться высоким. Даже несмотря на масштабную информационно-разъяснительную работу и обширное психологическое консультирование. Эта тревожность связана с неуверенностью в качестве подготовки выпускников к ГИА в школе.

Кроме того, возможно, что меры по популяризации среднего профессионального образования и карьерные перспективы, связанные с СПО, не дают тех эффектов, которые нужны отечественному рынку труда и экономике в целом.

Так что изменения модели ГИА по завершении обучения на уровне основного общего образования следует рассматривать как институциональное изменение. Оно ведет не только к перекройке правил взаимодействия между уровнями образования, но и к изменению жизненных сценариев получения образования.

Предложенный сегодня выбор модели ОГЭ с двумя обязательными предметами частично снимает проблему экзаменационной тревожности за уровень подготовки к предметам по выбору. Но при этом он фактически отрезает выпускнику возможность поступления в профильные классы среднего общего образования.

Пока в текущем году эти изменения коснулись 12 региональных систем образования, среди которых: Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Тюменская, Липецкая, Нижегородская, Саратовская области; Кузбасс; Республика Северная Осетия – Алания; Камчатской край; Краснодарский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. Но уже через непродолжительное время они могут быть введены повсеместно.

Если мы посмотрим на списки учеников, сдающих ОГЭ по двум предметам, то у каждого из 12 регионов этот набор свой. У одних это 7,7%, как, например, в Санкт-Петербурге, у других и до 50% доходит, как в Липецкой области. Разнятся и предлагаемые выпускникам 9-х классов условия продолжения образования в региональных организациях СПО. В той же Липецкой области на 6000 выпускников, сдающих ОГЭ по упрощенной модели, выделено 7700 бюджетных мест, что создает возможность выбора. А вот в Санкт-Петербурге прием с двумя ОГЭ осуществляется только на некоторых направлениях СПО. И при этом еще и понижен порог баллов на ОГЭ по сравнению с федеральным стандартом: для тройки по математике девятиклассникам хватит 6 баллов (а не 8) из 31; по русскому языку – 14 (а не 15) из 37.

Первичные содержательные результаты анализа апробации применения упрощенной модели ОГЭ еще впереди – после зачисления выпускников на специальности и направления подготовки СПО. Но уже ясно, что упрощенная модель сдачи ОГЭ станет стимулом выбора траектории профессиональной подготовки и профессионального образования для семей, которые не уверены в качестве доступного школьного образования. Полученное их ребенком образование не способно обеспечить тому желаемый уровень качества подготовки к ЕГЭ. А ресурсных возможностей в таких семьях недостаточно, чтобы решить эту проблему самостоятельно (например, привлекая репетиторов).

Хочется надеяться, что помимо первичного анализа результатов апробации упрощенной модели будут оценены также последствия среднесрочного и долгосрочного характера. Желательно, потому что вопросы есть. Например, особое беспокойство вызывает такая тема – как скажется выбор модели упрощенного ОГЭ на мотивации обучающихся? Что будет с освоением программ учебных предметов, не выходящих на экзамен, но значимых с точки зрения необходимой базы для программ профессиональной подготовки и обучения? Не послужит ли это фактором, резко снижающим качество среднего профессионального образования?

Или другой вопрос, ответ на который крайне важен, но не может быть получен в рамках анализа результатов одной апробации упрощенный модели ОГЭ: а так ли однозначен приход тех, кто сдавал два предмета ОГЭ в рабочие профессии через год или два? Не столкнемся ли мы все – сами молодые люди, образовательные организации, работодатели – через три-четыре года с необходимостью масштабной ликвидации пробелов в элементарных школьных знаниях? А они просто необходимы для профессионального и личностного развития молодых людей.

К сожалению, сейчас и здесь эти и много других вопросов и опасений не могут найти однозначного и доказательного ответа. Лишь время и практика покажут, к каким последствиям привели предпринятые шаги. 

 


Читайте также


Силовая педагогика перехватила власть в образовании

Силовая педагогика перехватила власть в образовании

Антон Зверев

Необходимо освободить учителей от интерактивно-бумажных вмешательств со стороны чиновников

0
373
Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Елена Герасимова

Усиливается региональный компонент в национальной системе образования

0
998
Новости науки. Ученые смогли удержать атомы рубидия-87 в ловушке более 4 секунд

Новости науки. Ученые смогли удержать атомы рубидия-87 в ловушке более 4 секунд

0
2687
В Красноярском крае проводят федеральный эксперимент

В Красноярском крае проводят федеральный эксперимент

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Отмена местного самоуправления остается фундаментом муниципальных реформ

0
4707

Другие новости