После демарша Абдуллы Абдуллы (на фото в центре), единственного соперника Карзая, выборы теряют всякий смысл.
Фото Reuters
Как при Ленине невозможно было увидеть плачущего большевика, так в наши дни немыслимо найти главу дипломатического ведомства, сохранившего способность изумляться. Что бы ни случилось в мире, подчиненные обо всем проинформируют. А госсекретарь США Хиллари Клинтон, побывавшая на минувшей неделе в Пакистане, оказывается, представления не имела, почему бен Ладен до сих пор не схвачен. Выступая в ходе трехдневной поездки по стране, Клинтон сказала, что не может понять и удивляется тому, что никто в пакистанском правительстве не знает, где скрывается верхушка «Аль-Каиды».
Святая простота эта Хиллари. Если уж не донесения ЦРУ, то отчет корреспондента New York Times, который семь месяцев просидел в заложниках у талибов в зоне племен, могла бы прочесть. А из него видно, что до сих пор, за исключением района Южный Вазиристан, военные и талибы соблюдают негласное перемирие. Ну не хотят пакистанские генералы разгрома талибов, потому что считают их «стратегическим активом» в борьбе против главного врага – Индии.
Задача Клинтон состояла как раз в том, чтобы убедить пакистанские верхи и публику в том, что, пока генералы не прекратят эту двойную игру, покончить с терроризмом, захлестнувшим страну, нельзя. Ради этого и притворилась не понимающей вещей, о которых в Пакистане знает каждый студент. Увы, ни этот спектакль, ни откровенные заявления бывшей первой леди США не помогли переломить преобладающие в Пакистане антиамериканские настроения. Особенно возмущают пакистанцев удары беспилотников ЦРУ по зоне племен. Ведь от них гибнут не только боевики, но и невинные люди.
Спрашивается: каковы же перспективы антитеррористической операции, если в Пакистане, куда уходят для отдыха и перегруппировки афганские талибы, ни армия, ни население не разделяют целей кампании.
Ответ на этот вопрос на минувшей неделе продолжал мучительно искать президент США Барак Обама. Он провел в пятницу седьмой раунд совещаний с высшими чинами американских вооруженных сил. Командующий группировкой НАТО в Афганистане генерал Стэнли Маккристал предлагает президенту направить на фронт еще 40 тыс. солдат в подкрепление к 100-тысячному контингенту войск западных стран. Но поможет ли такой шаг переломить ход войны? Уверенности в этом нет.
Между тем политическая ситуация в Афганистане становится все более запутанной. Всю минувшую неделю избирательная комиссия и силы безопасности вели подготовку ко второму туру президентских выборов. Итоги первого тура, где победил президент Хамид Карзай, напомним, были аннулированы из-за массовой фальсификации. Во втором туре остались только два претендента: Карзай и его главный соперник – бывший министр иностранных дел Абдулла.
Большинство наблюдателей отдавало предпочтение Карзаю. Ведь он пуштун, представитель самой крупной народности в стране. Абдулла требовал, чтобы высшие чины избирательной комиссии, допустившие нарушения в первом туре, были уволены. Президент это требование отверг. И тогда Абдулла сделал ход, перечеркнувший все надежды Вашингтона на то, что второй тур подтвердит легитимность избранного президента в глазах афганцев и мира. Он объявил вчера, что снимает кандидатуру. Ведь, по его словам, и во втором туре будет мошенничество.
Получается, что независимо от результатов голосования главой государства вновь становится Карзай. США поспешили заявить, что уход Абдуллы не означает, что выборы будут незаконными. Однако на момент выхода этого номера газеты оставалось неясным, состоится ли второй тур в срок – 7 ноября или он будет отложен до весны, когда в горах растают снега.