0
1753
Газета В мире Интернет-версия

31.07.2008 00:00:00

Токио принял решение по Транссибу

Тэги: япония, транссиб


Японское правительство решило поддержать компании, готовые инвестировать в развитие регионов, через которые проходит Транссибирская магистраль. После модернизации Транссиба время доставки грузов из Москвы во Владивосток уменьшится вдвое – до одной недели. Эксперты называют решение Токио стратегическим.

О решении Японии помочь России модернизировать Транссибирскую магистраль – самую длинную в мире железнодорожную линию протяженностью около 10 тыс. км – сообщила вчера японская деловая газета Nikkei. Не ссылаясь на конкретные источники информации, издание пишет, что японское правительство планирует оказать содействие фирмам, инвестирующим в особые экономические зоны и богатые ресурсами области, которые пересекает Транссиб. В частности, таким компаниям из Страны восходящего солнца планируется предложить займы в Японском банке международного сотрудничества и гарантии японского Агентства страхования экспорта и инвестиций (Nippon Export and Investment Insurance).

Как отмечается на сайте РЖД, магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ. В регионах, обслуживаемых Транссибом, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Здесь сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов, включая нефть, газ, уголь, лес, руды черных и цветных металлов и др.

Коммерческое использование Транссиба Японией началось в 1972 году. В лучшие времена по этой железной дороге провозили 110 тыс. японских контейнеров ДФЭ. Фактически Страна восходящего солнца полностью загружала транспортную артерию. Сейчас, как утверждают в Токио, японский грузопоток в 20 раз меньше. По данным чиновников, с которыми общался в Токио корреспондент «НГ», снижение грузоперевозок обусловлено четырьмя причинами. Во-первых, это сложные таможенные процедуры при прохождении груза из Японии в Россию. Во-вторых, неопределенность сроков, когда товар дойдет до пункта назначения. В-третьих, частое и значительное повышение железнодорожных тарифов. Наконец, в-четвертых, это порча груза при перевозке из-за вибрации и температурных перепадов. Тем временем в РЖД утверждают: «Качество транспортного обслуживания на Транссибе удовлетворяет самым высоким международным требованиям... Полностью обеспечена сохранность перевозимых грузов в контейнерных поездах».

Предложение Японии впервые было озвучено еще осенью 2006 года, заявил в интервью «НГ» руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко. Перед встречей с тогдашним президентом Владимиром Путиным в Хайлигендамме в 2007 году бывший премьер Японии Синдзо Абэ конкретизировал идею. Речь шла об участии его страны в реализации российской федеральной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. «Среди проектов, которые оговаривались, был в том числе и касающийся модернизации Транссибирской магистрали. В свое время японская сторона очень активно пользовалась этой дорогой, и выгода была очевидной. Сейчас ее интерес к Транссибу возобновился, и он подогревается тем, что реализация плана модернизации дороги сопровождается реализацией дополнительных проектов, в частности, предполагающих освоение ресурсной базы вдоль Транссибирской магистрали», – отметил эксперт. Абэ в Хайлигендамме подтвердил Путину заинтересованность Японии в таких проектах. Об этом же разговаривал нынешний премьер Ясуо Фукуда на встречах с Путиным и президентом Дмитрием Медведевым.

По словам Виктора Павлятенко, российская сторона отказывалась давать государственные гарантии инвесторам, уповая на то, что проекты могут реализовываться в рамках взаимодействия российского и японского частного бизнеса. «Похоже, что Япония приняла для себя стратегическое решение. И, видимо, японский банк даст гарантии инвесторам, что продвинет практическую реализацию проектов. Бизнес получает гарантию со стороны своего правительства и сможет действовать более мобильно в выборе проектов и темпов их реализации», – резюмировал эксперт.

Газета Nikkei напоминает, что в минувшем году в России появился план модернизации Транссиба стоимостью 638 млрд. долл. Часть средств планируется привлечь от зарубежных инвесторов из частного сектора. После завершения модернизации время транспортировки из Москвы во Владивосток сократится вдвое – до одной недели.

Вопросы инвестирования будут обсуждены на двусторонней министерской встрече в начале сентября в Санкт-Петербурге. В Японо-Российском инвестиционном форуме в городе на Неве помимо министров должны принять участие представители более ста японских компаний, специализирующихся на природных ресурсах, транспорте, автомобилестроении и финансах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
419
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
461
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
283
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
186

Другие новости