0
229
Газета В мире Печатная версия

28.09.2025 19:54:00

Иран решил игнорировать санкционную реальность

Тегеран не смог избежать восстановления "ядерных" рестрикций

Тэги: иран, восстановление ядерных санкций, магатэ


иран, восстановление ядерных санкций, магатэ Фото Reuters

Власти Ирана назвали незаконным восстановление санкций Совета Безопасности (СБ) ООН, которое произошло в ночь на 28 сентября. Рестрикции, которые были сняты по условиям ядерной сделки 2015 года – Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), нацелены главным образом на оборонный сектор Исламской Республики и включают в себя эмбарго на поставки ей обычных вооружений. Как утверждают источники западных изданий, иранский истеблишмент обеспокоен влиянием этих ограничений на национальную экономику, однако его наиболее вероятной тактикой будет подход «ни сделки, ни войны».

Одним из первых на восстановление санкций СБ ООН, которое произошло в ночь на 28 сентября, отреагировал МИД Исламской Республики. «Попытка возродить отмененные резолюции не только юридически безосновательна и несостоятельна, но также этически и логически неприемлема, – говорится в заявлении ведомства. – Три европейских страны (Франция, Британия и ФРГ. – «НГ») и США выбрали путь конфронтации и эскалации кризиса. Они ошибочно полагают, что, прибегнув к тактике реанимирования аннулированных резолюций, они получат новый рычаг давления. Иран будет решительно защищать права и национальные интересы, и любые действия, направленные на ущерб этим интересам, встретят адекватный и решительный ответ».

На необходимость игнорировать восстановление санкций СБ ООН в правовом поле указывала и РФ, которая заявила, что шаги, предпринятые европейскими странами, «ничтожны с точки зрения международного права и не влекут никаких обязательств для других государств – участников ООН».

Санкции СБ ООН были восстановлены по инициативе «евротройки» в ночь на 28 сентября. Они направлены на субъекты, которые напрямую или косвенно помогают развивать ядерную программу Ирана или программу его баллистических ракет. Рестрикции касаются главным образом оборонной промышленности и включают в себя эмбарго на поставки обычных вооружений с запретом на любую продажу или передачу оружия Ирану. Импорт, экспорт или передача деталей и технологий, связанных с ядерной и баллистической программами, объявляются вне закона. Зарубежные активы юридических и физических лиц за рубежом, которые попадают в целевые группы, замораживаются.

«Евротройка» месяц назад предложила иранскому руководству пролонгировать иммунитет от санкций, если Исламская Республика восстановит полноформатное сотрудничество с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), обеспечит прозрачность в отношении своих запасов высокообогащенного урана, уцелевших после 12-дневной войны, и вступит в прямые переговоры с администрацией президента США Дональда Трампа. Однако уровень договороспособности иранских официальных лиц, судя по всему, не устроил европейские государства. Они сочли себя вправе восстановить рестрикции на основе snapback – специального механизма возрождения ограничительных мер, прописанного в условиях СВПД.

Источники Reuters в Тегеране утверждают, что власти Ирана обеспокоены. «Существование Исламской Республики под угрозой, – пояснил один из собеседников агентства. – Наш народ не выдержит еще большего экономического давления или новой войны». В руководстве Ирана усиливаются разногласия по поводу того, как преодолеть санкции, утверждает Reuters. Часть правящей элиты настаивает на более жесткой позиции, другая часть выступает за осторожность. По словам источников Reuters, некоторые лица, принимающие решения в Тегеране, считают, что «сохранение статуса-кво – ни войны, ни сделки» и продолжение переговоров без уступок являются «наилучшим вариантом».

Публично официальные лица в Иране пытаются преуменьшить значение новой фазы экономического давления, чтобы успокоить внутреннюю аудиторию. Так, министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи пояснил, что восстановленные рестрикции, безусловно, принесут «определенный ущерб и определенные потери», но в то же время добавил: «Однако в своих СМИ они (западные страны. – «НГ») представили это как нечто гораздо более масштабное и значительное, чем оно есть на самом деле, и попытались создать чудовище, чтобы запугать иранский народ, а затем заставить наше правительство и нашу внешнюю политику пойти на уступки и воздать должное в этом отношении».

Сам Иран, по данным издания Amwaj media, в последние дни пытался проявить максимальную гибкость и даже предложил руководству МАГАТЭ открыть для международных инспекторов свой ядерный объект в Натанзе, который подвергся бомбардировкам в июне этого года. Эта значительная уступка со стороны Тегерана была рассчитана на то, чтобы отсрочить активацию snapback. Но видимо, это не убедило европейские власти. Тем более что, по одной из версий, иранская сторона пытается возвести секретную ядерную инфраструктуру в других регионах, например в провинции Исфахан. По данным The Washington Post, там строится хорошо укрепленный тоннель внутри горной цепи Загрос.

Как рассказал президент Ирана Масуд Пезешкиан, еще одним требованием, выдвинутым уже со стороны администрации Трампа, было изъятие у Ирана запасов его урана, обогащенного до 60%. «Требование американцев неприемлемо, – пояснил глава исполнительной власти. – Они хотели, чтобы мы отдали им весь наш обогащенный уран, а взамен они могли дать три месяца (отсрочки. – «НГ»)». Потом же, как предположил Пезешкиан, американская сторона могла бы выдвинуть еще одно требование и активировать snapback по настроению. Если выбирать между восстановлением санкций СБ ООН и выполнением неприемлемых требований, то лучше попасть под санкции, рассудил иранский президент.

Европейские и американские дипломаты подчеркивают, что дверь для дипломатии не закрыта. Более того, как пояснил в своем заявлении госсекретарь США Марко Рубио, Вашингтон по-прежнему рассчитывает на достижение сделки с Тегераном по иранской ядерной программе. «Президент Трамп ясно дал понять, что по-прежнему допускает дипломатию: сделка (по иранскому атому. – «НГ») остается наилучшим исходом как для иранского народа, так и для всего мира, – подчеркнул шеф американского внешнеполитического ведомства. – Чтобы это произошло, Иран должен согласиться на прямые переговоры, проводимые добросовестно, без затягивания и увиливания». 


Читайте также


Израильскую ядерную программу угрожают подорвать изнутри

Израильскую ядерную программу угрожают подорвать изнутри

Игорь Субботин

Тегеран настаивает, что получил компромат на 189 атомщиков еврейского государства

0
2878
Иран и Россия подписали меморандум о строительстве АЭС малой мощности

Иран и Россия подписали меморандум о строительстве АЭС малой мощности

0
568
Иран и Ирак спустя 45 лет после начала большой войны

Иран и Ирак спустя 45 лет после начала большой войны

Наталья Денисенкова 

Перспективы отношений двух стран определяются тремя ключевыми условиями

0
1645
Иран возвращается к состоянию осажденной крепости

Иран возвращается к состоянию осажденной крепости

Игорь Субботин

Тегеран ищет ответ на восстановление санкций Совбеза ООН, существовавших до ядерной сделки

0
1891

Другие новости