0
227
Газета В мире Печатная версия

29.01.2026 19:50:00

Марко Рубио показал, куда дотянется "рука Госдепа"

США оставляют за собой свободу действий в отношении Венесуэлы, Ирана и Украины

Тэги: сенат сша, марко рубио, трамп, внешняя политика, гренландия, венесуэла, иран, российско украинский конфликт

Все статьи по теме "Специальная военная операция на Украине"

сенат сша, марко рубио, трамп, внешняя политика, гренландия, венесуэла, иран, российско украинский конфликт Госсекретарь Марко Рубио попытался ответить в Сенате на все вопросы о внешней политике Дональда Трампа. Фото Reuters

Американские сенаторы заслушали разъяснения госсекретаря Марко Рубио относительно внешнеполитического курса нынешнего президента США Дональда Трампа. Глава американской дипломатии высказался о событиях вокруг Гренландии, Венесуэлы, Ирана и, разумеется, российско-украинского конфликта, сообщив много нового. Оказалось, например, что США нацелились на установление демократии в Венесуэле и, если сочтут нужным, атакуют ее еще раз. В числе прочего Рубио сказал, что безопасность Украины после ее примирения с РФ гарантируют Соединенные Штаты, а не какая-либо другая страна.

«Ну, слава богу, наконец-то мы вас дождались» – такой репликой приветствовал прибытие госсекретаря на слушания в сенатский комитет по международным делам сенатор Рэнд Пол. Вызова на ковер того, кто по должности отвечает за формирование американского внешнеполитического курса, сенаторы добивались в течение пяти месяцев. За это время произошли большие перемены. Самая большая из тех, что интересует американцев, – это молниеносная операция 3 января по захвату венесуэльского лидера Николаса Мадуро. Ей предшествовали неоднократные заверения Рубио в том, что на Венесуэлу США нападать не собираются. Поэтому об этой стране его больше всего и спрашивали.

Хотя Рубио усиленно старался продемонстрировать, что противоречий в команде Белого дома не наблюдается, сказанное им во многом расходилось с тем, что ранее говорил Трамп. На первой пресс-конференции после ареста Мадуро американский президент настаивал, что США в Венесуэле интересует в первую очередь нефть, а не установление там демократии. Теперь же выясняется, что целью американцев будет все-таки демократизация этой страны, а не контроль над ее природными богатствами. По словам Рубио, у администрации Белого дома есть соответствующий план, рассчитанный на срок от трех до шести месяцев. «Нет гарантии, что в результате что-то изменится, но такая возможность есть», – осторожно спрогнозировал госсекретарь.

На пресс-конференции 3 января Трамп давал понять, что рассчитывает исключительно на фактические власти Венесуэлы, на вице-президента Делси Родригес, ставшую главой государства после свержения Мадуро. Венесуэльскую оппозицию, ведомую нобелевским лауреатом Марией Кориной Мачадо, президент США прямо и недвусмысленно списал со счетов, сказав, что у нее нет поддержки в стране. Судя по всему, реальная политика Белого дома в Венесуэле будет иной. С Мачадо встречались и Трамп, и Рубио. 


15-6-2480.jpg
От режима наследников Фиделя Кастро
на Кубе, с которым у Рубио личные счеты,
в Белом доме тоже не прочь избавиться,
но не своими руками.  Фото Reuters
На слушаниях в Сенате госсекретарь не говорил о том, что ставка на Родригес является безальтернативной. О возможности нового вторжения в страну, если венесуэльские власти разочаруют Трампа, Рубио говорил в весьма туманных выражениях. По ним можно сделать вывод, что новое вторжение все-таки возможно. «Президент, будучи главнокомандующим, никогда не исключает никаких действий для защиты национальных интересов Соединенных Штатов», – сказал Рубио.

Из слов госсекретаря следует, что в команде Трампа не прочь атаковать Иран, но повторять там венесуэльский сценарий не хотят. По его словам, «в Иране ситуация сложнее, чем в Венесуэле» и «никто не знает, что придет на смену» действующим иранским властям, если те будут свергнуты. Вместе с тем Рубио допустил, что перебрасываемой в Персидский залив американской военно-морской группировке придется «превентивно предотвратить атаку на тысячи американских военнослужащих и другие объекты в регионе».

Рубио, выходца из семьи этнических кубинцев-антикоммунистов, часто рассматривают как лоббиста смены власти на Кубе. На эту тему сенаторы ему тоже задавали вопросы. Выяснилось, что он в принципе считает, что уход нынешних кубинских властей был бы благом и для США. Но американская интервенция на Остров свободы (где в свое время, кстати, чуть не убили дедушку Марко Рубио), с точки зрения госсекретаря, нежелательна. Иными словами, и на Кубе администрация Трампа может попытаться сменить власть. Таким образом, применение силы госсекретарь однозначно исключил только в отношении Гренландии. По ней, по его словам, точно получится договориться с Данией.

О российско-украинском конфликте Рубио упоминал в контексте двух, с точки зрения нынешней администрации Белого дома, тесно связанных друг с другом тем. Госсекретарь, успокоив сенаторов заверением, что Трамп выводить США из НАТО не собирается, вместе с тем указал, что Североатлантический альянс «должен переосмыслить свои цели и возможности». Это значит, что европейские войска должны играть в его операциях куда большую роль, чем сейчас. С данной темой он связал тему завершения российско-украинского конфликта, которое, как подчеркнул Рубио, должно предполагать предоставление Украине «серьезных гарантий» безопасности. «Эти гарантии в основном предусматривают развертывание небольшого количества европейских войск, преимущественно французских и британских, а затем поддержку со стороны США. Но на самом деле гарантией безопасности является поддержка со стороны США», – сказал Рубио, отметив, что без американцев это развертывание «не имеет значения».

Согласно госсекретарю, получается, что ввод американских войск на Украину не исключен. Впрочем, и о завершении конфликта он тоже говорил как о чем-то гипотетическом. Дежурно отметив прогресс в мирном процессе, Рубио в то же время указал, что ключевой вопрос, территориальный (кто будет контролировать Донбасс), еще не решен, а «в него все и упирается».

Следующий раунд переговоров по урегулированию ожидается в Абу-Даби 1 февраля. В нем, видимо, не будут участвовать привычные переговорщики Трампа – спецпредставитель Стив Уиткофф и зять американского президента Джаред Кушнер. Следует заметить, что Рубио не произнес ничего, что можно расценить как подтверждение слов главы МИД Украины Андрея Сибиги. Во вторник, 27 января, он заявил, что по итогам переговоров планируется выйти на подписание двух мирных договоренностей. Одну подпишут США и Украина, другую – США и Россия. То есть конфликт, по мысли Сибиги, должен заключиться американо-российской договоренностью. Все это очень напоминает сценарий завершения Корейской войны 1950–1953 годов, когда боевые действия между КНДР и Южной Кореей прекратились, но юридически они продолжают противостояние, даже не признавая друг друга легитимными сторонами конфликта. 


Читайте также


Иран между признанием Израиля и войной

Иран между признанием Израиля и войной

Игорь Субботин

Вашингтон склоняет Тегеран к договору на проигрышных условиях

0
1837
Вице-президент США расстроил Грузию

Вице-президент США расстроил Грузию

Игорь Селезнёв

Тбилиси пока остается за бортом американской политики

0
1882
Трамп решил "не будить ягуара"

Трамп решил "не будить ягуара"

Сергей Никитин

Кризис в отношениях США и Колумбии не перерос в открытый конфликт

0
1941
"Переждать" Трампа может и не получиться

"Переждать" Трампа может и не получиться

Сценарий, при котором президент США не уйдет от власти, больше не выглядит фантастическим

0
1537