0
1185
Газета Акцент Печатная версия

14.09.2005

Дракон на веревочке

Тэги: аэростат, воздушный шар


аэростат, воздушный шар Принцип полета тепловых аэростатов остался неизменным со времен братьев Монгольфье: шар поднимает в небо нагретый воздух.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Прапрадедами воздушных шаров считают китайские игрушки в виде фантастических драконов. Наполненные горячим воздухом оболочки из ткани или бумаги поднимали над землей на древке или на веревке, подобно воздушному змею, иногда их даже заставляли изрыгать огонь и ядовитые газы с помощью горелок. Согласно более экзотичной версии, еще две тысячи лет назад полеты на воздушных шарах совершали древние инки, а загадочные гигантские рисунки на территории Перу, видные только с самолета, – не что иное, как их аэродромы.

Первый дошедший до нас проект аэростата в 1670 году разработал итальянец Франческо де Лана Торци. Он предложил откачать воздух из сферической оболочки, которая смогла бы тогда подняться в воздух, как воздушный пузырек в воде. Эта затея, понятно, на практике не осуществилась. Более реальной оказалась идея заполнения мягкой и легкой оболочки газом, плотность которого меньше плотности воздуха.

Сто лет спустя французские изобретатели братья Жозеф Мишель и Жак Этьенн Монгольфье запустили в воздух первый свободный аэростат. Полет состоялся 5 июня 1783 года на базарной площади города Аннона при большом скоплении народа. Аэростат поднялся вверх на два километра. Восхищенный изобретением король Франции Людовик XVI даровал братьям земли, над которыми пролетел шар. Эти испытания проводились без экипажа. Первыми пассажирами стали скромные предшественники Белки и Стрелки – баран, утка да петух. Только на третий раз решились поместить туда людей, а именно физика Жана Пилатра де Розье и маркиза д`Арланда. Тепловые аэростаты братьев Монгольфье – монгольфьеры – были сделаны из грубого льняного полотна, обклеенного с двух сторон бумагой и усиленного сеткой. Они наполнялись у земли нагретым воздухом, а под оболочкой была галерея для экипажа и топка для сжигания соломы.

В 1783 году молодой французский физик Жак Шарль, насыпав железные опилки в серную кислоту, получил достаточное количество водорода для заполнения воздушного шара. Так возник новый аэростат – шарльер, заполняемый водородом. Оболочка его была из легкого шелка, покрытого раствором каучука в скипидаре. А тот самый Жан Пилатр де Розье в 1785 году объединил сферический шарльер с цилиндрическим монгольфьером, и тогда свет увидела новая конструкция - розьер.

С 1823 года для наполнения свободных аэростатов кроме водорода стал применяться более дешевый светильный газ, а после Первой мировой войны начали использовать гелий (как подъемный газ он был менее эффективен, зато не горел и исключал опасность взрыва).

Современные воздушные шары достигают в диаметре несколько десятков метров.Воздушные шары активно использовали в военных действиях. В 1794 при защите крепости Мобеж французы впервые применили привязной аэростат для наблюдения за австро-голландскими войсками. Из привязных же аэростатов без экипажа делались воздушные заграждения, закрывающие перспективу от противника. В 1848–1849 гг. во время австро-итальянской войны австрийцы бомбили Венецию с аэростатов зажигательными и разрывными бомбами. При осаде Парижа во время франко-прусской войны 1870–1871 годов из города на аэростатах были отправлены миллионы писем и сотни пассажиров (для обратной связи использовались вывезенные на аэростатах почтовые голуби). Во времена Парижской коммуны с воздушных шаров разбрасывали листовки. Англичане использовали привязные аэростаты в колониальных войнах, а японцы применяли их в войне с Китаем и в боях под Порт-Артуром. Первым совершил над парижским парком Монсо прыжок с парашютом с летательного аппарата Андре Жак Гарнерен. Поднявшись на высоту 680 метров вместе со своим братом, он скомандовал ему перерезать веревку, держащую под гондолой обтянутый холстом восьмиметровый зонт, и, вцепившись в ручку «зонта», отправился в свободное падение.

Он же осуществил первые «пилотируемые» полеты воздушного шара в России в 1803 году. Не стоит забывать «воздушные» заслуги Д.И. Менделеева: он изобрел высотомер высокой точности, выдвинул идею стратостата с герметичной кабиной и придумал хранить водород в сжатом виде. А в 1887 году он сам поднялся в небо на аэростате для изучения солнечного затмения.

В конце XIX века возник воздухоплавательный спорт, стали организовываться аэроклубы. Рекорды не заставили себя ждать. Евгений Годар впервые перелетел через Пиренеи, Эдуард Спельтерини махнул через Альпы, а шведский исследователь Соломон Андре безуспешно пытался на специально оборудованном свободном аэростате достичь Северного полюса. Оживленным «Бродвеем» воздухоплавания стал пролив Ла-Манш, который неоднократно перелетали в разных направлениях.

Первая половина XX века в царской России, а затем и в СССР стала эпохой дирижаблестроения и газового воздухоплавания (аэростаты наполнялись водородом или гелием). Но с появлением аэропланов, самолетов и вертолетов доисторические эти нелепые мастодонты были забыты, остались небольшие метеорологические шары-зонды.

Тепловые аэростаты были незаслуженно отодвинуты на второй план еще в XVIII веке, в момент появления водородных шарльеров. В 1950–1960-х годах возрождением тепловых аэростатов всерьез занялись американцы и, взяв на вооружение газ пропан, создали современную модель аэростата. Эту идею подхватили англичане, которые и по сей день остаются лидерами производства аэростатов, а затем испанцы, итальянцы и французы. В России мода на аэростаты значительно припоздала и этот спорт стал активно развиваться лишь в конце 1980-х годов.

 

Как стать воздухоплавателем

 

Товар/услуга

Стоимость (долл. США)

Обучение

Начальная подготовка и государственное свидетельство пилота аэростатических летательных аппаратов установленного образца

2700

Аэростаты

Тепловой аэростат серийный

13 200–15 840

Аэростат с оболочкой специальных форм

от 25 000

Оболочка

5600–7600

Блок газовых горелок

2650

Гондола

800–880

Фал привязной (50 м)

150

Вентилятор с двигателем

650

Прогулка на воздушном шаре (1 час)

1 человек

100–250

2 человека

400–500

4 человека

470–600


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org