0
1855
Газета Антиквариат Интернет-версия

24.03.2006 00:00:00

Авангард по обе стороны кулис

Тэги: антиквариат, элизиум, выставка


антиквариат, элизиум, выставка В таких декорациях шла 'Принцесса Турандот' в 3-й студии МХАТ. Художник И.Нивинский.
Фото предоставлены галереей 'Элизиум'

Галерея «Элизиум», вот уже 9 лет существующая в Центральном доме художника, – одна из немногих галерей на отечественном антикварном рынке, которая придерживается определенной специализации. В сфере интересов галереи – живописные и графические работы художников русского авангарда начала XX века. В традициях галереи – регулярные некоммерческие экспозиции с привлечением работ из музейных и частных коллекций.

Новая выставка «Памятники русского театрального авангарда. 1910–1930» открылась в галерее на прошлой неделе. Как говорилось на открытии, за последние десятилетия интерес к русскому театральному авангарду вызвал череду тематических выставок за рубежом, и только в нашей стране подобная выставка устраивается впервые. В экспозиции собрано более 120 оригинальных произведений из собраний Государственного театрального музея им. Бахрушина, Музея Большого театра, Государственного музея В.Маяковского, коллекции самой галереи, собраний В.Дудакова и М.Кашуро, семьи Сарабьяновых и других частных коллекций.

Начало прошлого века было в искусстве временем серьезных перемен. В поисках новой выразительности многие художники от живописно-графических техник обращались к объемным пластическим решениям, декоративно-прикладному или монументальному искусству, и, наконец, к театру, который, воздействуя на зрителя и словом, и музыкой, и движением, и визуальным рядом, мог полнее донести новые идеи и свежие мысли. Театр благодаря своей синтетической природе становился экспериментальной площадкой для придумывания и воплощения разнообразных идей и опытов. Камерный театр А.Таирова и театр В.Мейерхольда, акции футуристов и представления коллективов «Синей блузы» предоставляли простор для творческой фантазии художников-авангардистов. Однако театральное действие сиюминутно. Спектаклей давно уже нет, но остались старые афиши и программки, эскизы декораций и костюмов, наброски, этюды, зарисовки – словом, художественные свидетельства творческих замыслов.

Самые ранние из представленных на выставке работ – эскизы костюмов В.Татлина к народной трагедии «Царь Максемьян и ево непокорный сын Адольфа», одному из первых авангардных проектов, организованных объединением «Союз молодежи» в 1911 г. Наивные, выполненные в духе балаганного театра, они совершенно не похожи на «классические» работы Татлина-конструктивиста. В экспозиции много театральных работ и других известных художников. Среди «первых имен» – Н.Гончарова, Б.Григорьев, А.Лентулов, Л.Попова, А.Куприн, А.Экстер, К.Зданевич, А.Веснин, А.Родченко. Их театральные работы иногда близки «большому живописному» стилю и легко узнаваемы, а иногда демонстрируют совершенно иную грань таланта. А многие эскизы декораций фактически представляют собой самоценные художественные произведения.

Есть на выставке и подготовительные рисунки для знаменитых по сей день спектаклей. Среди них – эскиз декорации работы И.Нивинского к пьесе К.Гоцци «Принцесса Турандот» в постановке Е.Вахтангова. В отдельную группу выделяются работы художников Большого театра – Ф.Федоровского, Б.Эрдмана, Н.Мусатова. Здесь интересен кубистический эскиз костюма Одетты к балету «Лебединое озеро» работы Ф.Федоровского из собрания Большого театра, впервые опубликованный в каталоге выставки. Помимо эскизов к столичным постановкам в экспозиции представлены работы художников для авангардных театров молодых союзных республик – работы А.Хвостенко-Хвостова в Харьковском героическом театре, В.Мюллера в Одессе, С.Кобуладзе и И.Гамрекели в Грузии.

Помимо собственно театральных работ на выставке представлены эскизы костюмов и оформления арены 1-го государственного цирка в Москве (художник В.Бехтеев), эскизы костюмов для массовых действ и эстрадных номеров.

Необычная часть экспозиции – реконструкции костюмов и спектаклей почти столетней давности. Примером первой беспредметной декорации на русской сцене было оформление К.Малевичем в 1913 г. оперного спектакля «Победа над солнцем». Ставший легендой мирового театра, спектакль был реконструирован в 1970–1980-е гг. в США по сохранившимся эскизам художника. На выставке можно посмотреть снятый в 1984 г. фильм-реконструкцию. Другая оригинальная группа экспонатов – современные реконструкции костюмов В.Татлина к спектаклю «Зангези» по поэме В.Хлебникова, который был поставлен в 1923 г. в Петрограде в Государственном институте художественной культуры. В этой постановке В.Татлин выступал как режиссер, сценограф и актер, создав свой вариант «конструктивистского театра».

В этом году у русского театра юбилей – ему исполняется 250 лет. Галерея «Элизиум» показала одну из самых оригинальных страниц его истории – яркий мир авангарда, выплеснувшийся на театральные подмостки.

Л.Попова. Эскиз костюма «Слуга с блюдом» к неосуществленной постановке «Ромео и Джульетты» в Камерном театре А.Таирова. А.Родченко. Эскиз костюма Городничего к спектаклю «Мы» по пьесе А.Гана.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1687
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4189
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2307
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2607

Другие новости