0
20617
Газета История Печатная версия

16.01.2024 16:09:00

Эротическая «ересь» рейхсминистра

Что заставило фюрера пойти на разрыв с церквами

Тэги: германия, ватикан, святой престол, католическая церковь, рейх, адольф гитлер, история, архивы, цру, религия, вера, политика, протестантизм, лютеранство, большевики, социализм, национализм, нацизм, христианство, церковь, государство


Перед Гансом Керрлом, который в 1935 году возглавил в нацистском рейхе Имперское министерство по делам церкви, стояла непростая задача. Он должен был играть роль посредника между верхушкой гитлеровской Германии и действовавшими в стране христианскими конгрегациями. А самое главное – подчинить различные конфессии и их лидеров целям, поставленным Адольфом Гитлером.

01-11-1-650.JPG
О псевдонаучной книге Ганса Керрла стало известно из недавно рассекреченного
документа ЦРУ.  Документ с сайта www.cia.gov
Задача усложнялась тем, что немецкий диктатор считал самого себя «великим мессией». Известно, что еще в Первую мировую войну, осенью 1918 года, Гитлер, находясь в госпитале, сообщил своим раненым сослуживцам, что он получил команду из «другого мира», да какую: спасти несчастную Германию. Это призвание посетило Гитлера в форме видения. Тогда же он сообщил, что решил стать политиком. И вскоре в сознании Гитлера начался период самоидентификаций. Первый образ, с которым он себя отождествлял, был «Барабанщик». Так Гитлер называл себя во время публичных встреч в 1920-х годах. Он, вероятно, ощущал себя «барабанщиком, марширующим впереди великого движения».

В те годы участник «пивного путча», затем пресс-секретарь нацистской партии и личный друг Гитлера Эрнст Франц Сэджвик (Ганфштенгль) посоветовал будущему фюреру изучать лютеранскую Библию, в которой, как он утверждал, есть понятийный арсенал и аргументы для борьбы с большевиками-атеистами. Вскоре Гитлер начал использовать цитаты из Библии. Они вызывали теплый отклик со стороны его аудитории.

Следующий этап в самоощущении Гитлера состоял в том, что он вошел в роль «Иоанна Крестителя». А в 1933 году прежние образы были заменены одним – образом вождя, фюрера. Доктор Сэджвик часто беседовал с Гитлером, пытаясь доказать тому, что неправильно продолжать нападки на христианство. Сэджвик предложил Гитлеру использовать образ «Христа-социалиста» как отправную точку, которая, по его словам, заставит замолчать клерикальную и псевдоклерикальную оппозицию, и та перейдет на сторону национал-социалистов. К удивлению доктора Седжвика, Гитлер стал цитировать в качестве аргумента в споре с пацифистами слова Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34).

Крайне тенденциозной, надо отметить, была у фюрера трактовка Евангелия. Например, он рассказывал: «Когда я приехал в Берлин несколько недель назад и взглянул на него, то роскошь, извращение, беззаконие, распутство и еврейский материализм вызвали во мне отвращение. Я вообразил себя Иисусом Христом, когда тот пришел к храму своего Отца и обнаружил, что его захватили менялы. Я могу представить, как он чувствовал себя тогда, когда взял кнут и изгнал их».

Ганс Керрл пытался синтезировать нацизм и христианство. Он спорил с нацистскими бонзами, утверждая, что христианство может стать основой для нацистской идеологии и что эти две силы необходимо примирить. Радикальные силы в НСДАП стремились уменьшить клерикальное влияние в немецком обществе. Они не исключали для достижения этой цели силового воздействия, если возникнет такая необходимость. Другая часть германской верхушки считала, что с церковью можно достигнуть взаимопонимания, если бы она, пусть и неявно, признала верховенство нацистской идеологии в общественной сфере.

В 1935 году Керрлу удалось добиться некоторых успехов в примирении церкви и государства, но уже во второй половине 1936 года ситуация изменилась. С одной стороны, НСДАП заявила об отказе работать с клерикалами, с другой – сами церкви не желали больше работать с ведомством Керрла. Одновременно на Гитлера давили влиятельные фигуры: Мартин Борман, Альфред Розенберг и Генрих Гиммлер, категорически отказывавшиеся от того, что Германия будет иметь христианскую основу, пусть и в символической форме.

Гитлер все больше склонялся к бескомпромиссной позиции. Керрл маневрировал: так, например, в одной из своих речей он заявил: «Воля Божия воплотилась в немецкой крови... Христианство не зависит от апостольского вероучения...» Керрл пел бесконечные оды фюреру. Но влияние его продолжало падать. Многие полномочия, касающиеся отношений с церковью, были сосредоточены в других министерствах, прежде всего среди видных антицерковных членов партии: Розенберга, Гиммлера, Бормана и Рудольфа Гесса. Они постоянно критиковали Керрла на совещаниях у фюрера.

Близилось начало войны. Радикально настроенные функционеры НСДАП чинили Керрлу всевозможные препятствия. Шла острая борьба идей: рейхсминистр отстаивал модель лояльной централизованной государственной церкви, в то время как Борман выступал за отделение государства от церкви, а в дальнейшем – за ее децентрализацию, раздробление и в конце концов за ликвидацию. После присоединения Австрии Борман разработал правовой статус церкви на «новых землях». Но когда в мае 1939 года он попытался распространить австрийские правила на землю Баден, Гитлер неожиданно поддержал Керрла. Борман, стоявший в иерархии рейха намного выше Керрла, был неприятно удивлен. Но на Гитлера продолжали давить другие нацистские бонзы, которые настраивали фюрера против Керрла.

Все закончилось 14 декабря 1941 года, когда фюрер уволил Керрла с поста рейхсминистра. Гитлер даже не принял Керрла для разговора. Раздавленный этой катастрофической для него ситуацией, бывший чиновник так переживал, что скончался от сердечного приступа в возрасте 54 лет. Но почему Гитлер был так рассержен, что даже не выслушал объяснений министра? Как выяснилось недавно, его увольнению предшествовал некий довольно пикантный скандал.

Архив ЦРУ рассекретил текст допросов Альберта Хартля, который в годы войны возглавлял идеологический отдел в СД (внешняя разведка Германии) и занимался вопросами церквей. Во время одного из допросов экс-разведчик рассказал сотрудникам американской спецслужбы такую историю. Незадолго до своего увольнения Керрл написал и уже отдал в печать свою книгу. Хартль охарактеризовал ее как псевдонаучную и так о ней отозвался во время допроса: «Там было настолько много чепухи и путаницы, что Гитлер был вынужден остановить ее публикацию». Типографские станки так и не дождались набора. Издание книги было запрещено. Особенно возмутило Гитлера то, что Керрл в рукописи призвал всех женщин Германии от него, Керрла, якобы посланного Богом на землю, ни много ни мало – беременеть и рожать одного сверхчеловека за другим…

Результат известен… Да, не учел Ганс Керрл того, что для идеологов рейха «самый главный сверхчеловек» уже «явился на землю» в виде нацистского фюрера, которому не нужны были никакие конкуренты, даже рожденные эротическими иллюзиями рейхсминистра по делам церкви.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Америке досталось от Макрона сильнее, чем России

Данила Моисеев

В предвыборной речи французский лидер отметил важность курса на независимость Европы

0
2607
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
1898
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
3213
Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Российско-германские отношения нормализуются не скоро

Олег Никифоров

Бывший немецкий дипломат и разведчик пока не видит потенциала развития позитивных контактов между нашими странами

0
2549

Другие новости