0
4748
Газета Люди и положения Интернет-версия

14.03.2014 00:01:05

Испанская книга грёз

Тэги: музей, выставка, живопись


музей, выставка, живопись Сюрреалистические и абстрактные зарисовки художников все еще интересуют зрителей. Фото пресс-службы музея

Отдел личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина встречает весну в мечтах и грезах. До середины мая в нем представлена новая выставка «Сюрреализм и livre d'artiste» – свидетельство удивительного творческого союза издателя, писателя и художника-иллюстратора. 

Бурлящая культурная жизнь Парижа начала прошлого столетия и изобретательность известного галериста и предпринимателя Амбруаза Воллара не могли не дать своих результатов. Вместе с Даниэлем-Анри Канвейлером он создал особый вид малотиражных изданий – livre d'artiste, или «книга художника», главное место в которых занимали иллюстрации, созданные выдающимися художниками своего времени. Изданные на дорогой бумаге в лучших типографиях Парижа, они стали настоящим раритетом, превратив книгу в ценный объект искусства. Ведь в силу маргинальности жанра livre d'artiste полна неожиданностей и парадоксов – если бумага, то необычная или же используется несколько ее  видов, к которой может прибавиться металл, дерево, папье-маше.

Livre d'artiste – особое произведение, стоящее на стыке видов искусства. С одной стороны, это уже не отдельная картина, но еще и не книга художника в обычном смысле слова. Она своего рода портфолио, лучшая презентация художника для изысканного клиента в удобном формате и красивой индивидуальной упаковке. 

Открывшаяся выставка – уже четвертая в Москве, посвященная этому новому для российской публики жанру, и первое событие подобного масштаба о сюрреализме в «книге художника». Как и ранее, все представленные работы находятся в коллекциях главных ценителей livre d'artiste в России – Георгия Генса и Бориса Фридмана. 

12 залов музея заполнила собранная ими летопись истории сюрреализма от Джорджо де Кирико до Хуана Миро и Вильфредо Лама – более 400 графических работ из 60 изданий, созданных в период с 1924 по 1980 год и доказывающих, что сюрреализм – это отнюдь не только Сальвадор Дали.

Среди экспонатов выставки такие раритеты, как работа Андре Массона (Limbour, Georges. Soleils Bas. Paris: Galerie Simon (Henry Kahnweiler), 1924) фроттажи Макса Эрнста (Histoire naturelle. Paris: Madame Bucher, 1926) и его коллажи (Une semaine de bonte', ou les sepr elements capitaux. Paris: E'ditions Jeanne Bucher, 1934). 

С самого момента зарождения для сюрреализма (изначально – поэтического течения в искусстве), «книги художника» стали верными спутниками. На их страницах живописцы в соответствии с «Первым манифестом сюрреализма» 1924 года начали на «чистом автоматизме» свободно выражать свои мысли. Создавая на первый взгляд абсурдные и иррациональные иллюстрации, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Хуан Миро и их единомышленники все-таки стремились приблизить их к литературной реальности. Они наполняли свои иллюстративные творения особыми символами, придающими фантастическим изображениям необходимый смысл, что было типично и для всего течения в целом.

Чтобы понять и отследить «биографию» сюрреализма и эволюцию этих самых символов, отобранные кураторами работы 15 художников разделили на три основных раздела, начав с периода зарождения течения. Он встречает публику работами Андре Массона, первого, кто проиллюстрировал труды поэтов-сюрреалистов Жоржа Батая, Гийома Аполлинера, Луи Арагона и других, объединенных вокруг манифеста 1924 года литераторов. Этому последовали «соседи» Массона по экспозиции – Джорджо де Кирико с его циклом литографий к произведениям Гийома Аполлинера и Макс Эрнст с серией коллажей по мотивам гравюр XIX века. 

Заинтересованность молодых писателей и художников в новом течении, творческие поиски в мире иллюзий, смысловых искажений и парадоксов постепенно превратили сюрреализм в значимый виток развития искусства. Ко Второй мировой войне он подошел, уже твердо стоя на ногах теории и практики живописи, о чем говорит второй раздел экспозиции. Миро, Дали, Пикассо с его антивоенным циклом «Мечта и ложь Франко» продолжали творить независимо от страны и континента, где находились. 

Работы военного периода помогали им не только выражать свой взгляд на происходящие в мире события, но и сохранять сюрреализм как явление. Благодаря тому, что им удалось продолжить его развитие, в послевоенное время стали появляться издания с иллюстрациями новых талантов – Роберто Матты, Доротеи Таннинг и Вильфредо Лама, чьи фантасмагорические творения в экспозиции открывают третий, послевоенный, период.

Такой широкий взгляд на историю и развитие направления – одно из главных достоинств выставки «Сюрреализм и livre d'artiste». Наряду с известными нам Дали, Миро, Пикассо и Эрнстом здесь представлены менее громкие и практически незнакомые имена. Чтобы взглянуть на сюрреализм с новой стороны, стоит изучить удивительные офорты кубинского художника Вифредо Лама, которые он создал на основе фрагментов знаменитой «Герники» Пабло Пикассо. Два графических листа самого творца из Малаги тоже отсылают к его главному шедевру времен Гражданской войны, отдаленно напоминая сцены на его масштабном полотне. 

Среди менее известных отечественному зрителю имен – еще один талант прошлого столетия, американская художница шведского происхождения Доротея Таннинг. Прожившая более 100 лет американка была последней женой одного из основоположников сюрреализма, Макса Эрнста, и одной из редких женщин – участниц движения сюрреалистов. 

Несмотря на старания новых художников-мечтателей, в начале 1980-х годов мир сюрреализма, где живопись встречается со снами и иллюзиями, все-таки завершился своим полным и окончательным закатом. И вновь все произошло согласно заложенным еще в начале пути идеям. 

Приступая к творческим исканиям и будто предвидя будущее в своих снах и мечтаниях, автор первого манифеста Андре Бретон в нем провозглашал: «Я верю, что в будущем сон и реальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться. И я отправлюсь на ее завоевание, будучи уверен, что не достигну своей цели».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1342
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3514
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1994
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2282

Другие новости