0
3314
Газета Кино Печатная версия

17.02.2014 00:01:00

Китайский массаж

Завершился 64-й Берлинский кинофестиваль

Тэги: кинофестиваль, берлин


кинофестиваль, берлин Режиссер Дяо Иман и актер Ляо Фань с золотыми медведями. Фото Reuters

В субботу прошла церемония награждения лауреатов Берлинале-2014. Главный приз в основном конкурсе получили авторы китайского фильма «Черный уголь, тонкий лед». Вообще церемония закрытия была окрашена в тона Поднебесной: на дорожке красовались многочисленные гости из Китая в оригинальных нарядах. 

Несколько китайских фильмов соревновались за призы Берлинале, и жюри не оставило их без поощрения. «Серебряным медведем» за художественное решение отметили фильм Лоу Е «Массаж вслепую» – трогательную и длинную картину о том, какова жизнь незрячих врачей-массажистов. 

Помимо «Золотого медведя» команда картины «Черный уголь, тонкий лед» увезла еще и приз за лучшую мужскую роль – ее сыграл Ляо Фань. По этим позициям решения жюри оказались неожиданными. Фильм Дяо Имана, конечно, далеко не худший в слабом конкурсе нынешнего фестиваля, но за пару дней до финала соревнования появился явный претендент на главную награду – фильм американца Ричарда Линклейтера «Отрочество». Линклейтер отмечен важным призом за режиссуру – но, конечно, именно он был достоин «Золотого медведя».

Реакция зала на пресс-показе – вот первая и самая важная оценка качества фильма, представленного на фестивале. И самой живой можно смело назвать реакцию на фильм «Отрочество» – а он длится больше двух часов. О проекте Ричарда Линклейтера давно было известно. Он снимал свой фильм в течение 12 лет и так запечатлел взросление мальчика Мэйсона. Мы встречаемся с мальчиком, когда ему семь лет, его сестре Саманте – чуть больше. А в финальных кадрах лицо Мэйсона покрывает юношеская бородка и он явно на пороге очередного романа. Удивительный случай: актеры разных возрастов и статусов прошли этот многолетний путь с режиссером-экспериментатором, никто не взбрыкнул и не сорвался. А ведь помимо детей в «Отрочестве» заняты известные и востребованные исполнители. Например, родителей Мэйсона и Саманты сыграли Патриция Аркетт и Итан Хоук. В роли Мэйсона снимался Эллар Колтрейн, а его сестру Саманту сыграла дочь режиссера Лорелей Линклейтер. Парочка подобрана с юмором и потрясающим знанием детской, подростковой сущности. Мэйсон – задумчивый, созерцательный парень. Саманта – эдакая мартышка, забавная кривляка и провокаторша. Жизнь подкидывает детям шанс раньше других набраться мудрости. А может, даже стать скептиками. Их молодые родители развелись, мать-блондинка меняет мужей, дети вынуждены кочевать по разным домам и выстраивать отношения с отчимами. В общем-то, в истории мальчика Мэйсона и его среднестатистической американской семьи нет ничего экстраординарного. Магия фильма Линклейтера – в тонких нюансах психологии, в том сочувствии, что он явно испытывает к человеку на пороге большой жизни. Невозможно не соотносить себя с героями его проникновенной картины – а именно в этом, как давно выяснили специалисты, залог успеха фильма у зрителей. Во время просмотра «Отрочества» вспоминался похожий эксперимент Никиты Михалкова, который когда-то сделал фильм «Анна: от 6 до 18». В означенных возрастных границах режиссер периодически снимал свою старшую дочь и потом сделал фильм, но – документальный. В основе картины Линклейтера, конечно, придуманная история, но заслуга режиссера именно в той предельной реалистичности, что достигнута была в работе. Актеры-профессионалы и дети существуют одинаково естественно и действительно превращаются на экране в семью. 

Обидно за то, что не «Отрочество» сочли достойным главного приза Берлинале. Странно, что вторую по значимости награду – Гран-при жюри – судьи отдали Уэсу Андерсону за фильм «Отель «Гранд Будапешт». Не все разобрались, что эта картина, показанная на открытии фестиваля, принимает участие в конкурсном соревновании (мы, например, на этот счет ввели читателей в заблуждение, в связи с чем просим теперь прощения). Журналисты не особо серьезно к ней отнеслись, посчитав неудачным ходом мастера. Андерсон сотворил очередной странный мирок, отражающий большой мир в определенную эпоху, но фильм отчаянно пробуксовывает под тяжестью перенасыщенной конструкции. А вот история Дитриха и Анны Брюггеман, которая легла в основу фильма «Крестные муки», наоборот, проста и прозрачна. Она отмечена призом за лучший сценарий. Напомним, что героиня фильма, 14-летняя Мария, – наша современница, охваченная религиозным порывом. Тема больная для Европы, где католическая и протестантская традиции переживают кризис и порой дают вспышки фанатизма, не менее яркие, чем случаи мусульманского фундаментализма. В целом фильм Дитриха Брюггемана холодноват, начинающему режиссеру на хватает умения высечь искру эмоций. Но приз за сценарий в данном случае протеста не вызывает. 

Но в целом призовому раскладу нельзя не удивиться. Изумление вызвала новость о том, что приз имени Альфреда Бауэра, который обычно вручают молодым и перспективным режиссерам, в этом году предназначили 91-летнему классику мирового кино Алену Рене. Его фильм «Жизнь Райли» участвовал в конкурсе, но до конца его досмотрели немногие… Оценили – и вовсе единицы. Это странный опус. Действие разворачивается в декорациях, и персонажи заняты в основном разговорами. На сцене (именно так хочется говорить в случае фильма Рене) – пожилые дамы и кавалеры, между ними какие-то сложные отношения, в основном настоянные на событиях прошлых лет. Признать в этом фильме прорыв к новым горизонтам кино, очевидно, могут лишь люди с чрезвычайно рафинированным сознанием, опережающим сегодняшний день…  

64-й Берлинский кинофестиваль (в конкурсной своей части) подтвердил, что хороших фильмов на самом деле довольно мало. А фестивалей много. И устроителям фестивалей надо чем-то наполнять программы. А так как фестивальный маховик работает, внимание к выборке селекционеров-кураторов привлечено огромное, случайные и проходные фильмы рассматриваются порой как нечто достойное и даже особенное. Впрочем, любой фестиваль дает возможность выловить «рыбу» на свой вкус.  

Берлин–Москва 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему польские солдаты не стреляли  в немцев

Почему польские солдаты не стреляли в немцев

Ирек Сабитов

Боевое крещение Войска польского – героизм и предательство

0
28260
На фестивале "Движение" победила "Сулейман гора"

На фестивале "Движение" победила "Сулейман гора"

Наталия Григорьева

Гран-при омского смотра получила картина Елизаветы Стишовой

0
3162
На фестивале "Движение" позвонили Ди Каприо

На фестивале "Движение" позвонили Ди Каприо

Наталия Григорьева

В Омске закончились показы конкурсных программ 6-го кинофорума дебютов

0
3319
Уже не мальчик, но все еще хороший

Уже не мальчик, но все еще хороший

Наталия Григорьева

В Ялте показали фильм, в котором Семен Трескунов превращается в Евгения Цыганова

0
3595

Другие новости

Загрузка...
24smi.org