0
4999
Газета Кино Печатная версия

06.04.2017 00:01:00

Русское кино – просто космос!

"Время первых" соперничает с блокбастерами Голливуда

Тэги: кинопремьера, космос, время первых, история, кинокритика


кинопремьера, космос, время первых, история, кинокритика Фильм про космонавтов не может обойтись без лирической ноты. Кадр из фильма

Судьба картины, продюсированием которой занимались Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов (он же сыграл главную роль), не менее драматична, чем реальная история в основе ее сюжета: от внутренних перестановок в съемочной группе до попыток авторов и чиновников искусственно помочь ленте собрать зрителей и кассу. Что, как показывает практика, лишь отвращает потенциальную аудиторию и, следовательно, вредит фильму. В данном случае – фильму на удивление хорошему. 

Что касается предыстории, то сперва режиссера Юрия Быкова сменили на Дмитрия Киселева – он отвечал за экшн-сцены бекмамбетовского «Особо опасного», а потому, решили продюсеры, лучше бы справился со спецэффектами (и справился!). Еще в процессе съемок стало очевидно, что «Времени первых» скорее всего придется конкурировать в кинотеатрах с другим российским фильмом про космос – «Салютом-7» Клима Шипенко. Оба релиза были намечены на апрель, ко Дню космонавтики, но, дабы избежать конкуренции, «Салют» в итоге перенесли на пока не определенную дату. Еще ближе к делу оказалось, что соперником «Времени» может стать и «Форсаж-8», так что продюсеры российского фильма потребовали отодвинуть премьеру голливудского блокбастера, апеллируя к постоянным разговорам работников киноиндустрии и чиновников о «расчистке» места для российских фильмов и прочих мерах поддержки. В итоге долгих разбирательств дата выхода «Форсажа» все же осталась неизменной – 13 апреля, через неделю после «Времени первых». С условием, что у отечественной картины будет количественное преимущество по сеансам на второй и последующих неделях, а на экранах она останется до 10 мая. Такой вариант в коллективном письме предложили крупнейшие сети кинотеатров, попросившие не переносить премьеру «Форсажа», но просившие преференции для «Времени первых». 

Не хочется думать, что сами авторы, перестраховываясь, оказали своему проекту медвежью услугу – в конце концов, отрицательный пиар все равно пиар. Хотя по большому счету «Время первых» все равно вызвало бы интерес, хотя бы на уровне сюжета. О том, что 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов стал первым человеком, вышедшим в открытый космос, знают все. Что происходило в предшествующие этому историческому событию годы, месяцы, дни и даже минуты, сколько нештатных ситуаций случилось как на земле, так в небе, насколько близки к гибели были и Леонов, и его напарник, капитан Павел Беляев (его сыграл Константин Хабенский) – все это долгое время оставалось государственной тайной. «Время первых» не только почти поминутно воспроизводит полет космонавтов, но и подробно описывает предысторию полета, в буквальном смысле выстраданного не только Леоновым и Беляевым, но и главным конструктором Сергеем Королевым (великолепный Владимир Ильин), и последствия не самого удачного приземления. 

Обрамляющие основную, космическую, часть фильма «земные» эпизоды, несмотря на довольно точное и удачное копирование не только внешнего антуража, но и самой атмосферы второй половины 60-х, периода разгара холодной войны и гонки вооружений, оказываются необоснованно затянутыми. И если в начале это простительно и в каком-то смысле даже создает напряжение и готовит зрителя к кульминационной середине картины, то финал, в котором Миронов и Хабенский добрых полчаса замерзают в тайге в ожидании помощи, сводит на нет весь накопленный до этого эмоциональный заряд фильма. Проблему с легкостью решил бы монтаж – остается надеяться, что продюсеры, прислушавшись к мнению первых зрителей, решатся на доработку. 

Впрочем, даже если не решатся – недостатки в данном случае не могут перевесить достоинства. Завораживающие сцены в космосе сняты профессионально и на уровне, близком к голливудскому и, к счастью, далеком от среднероссийского. Даже отсутствие фактической интриги – полет Леонова и Беляева, несмотря ни на что, завершился благополучно – не лишает картину саспенса. Актеры заперты в крошечной кабине, за стеклом иллюминатора мелькает солнце, ритмично освещающее круглую, вращающуюся вокруг своей оси капсулу, внутри которой – созданной для фильма точной копии реального «Восхода-2» – лампочки мигают правильным светом, инструкции написаны правильным шрифтом, и как будто и впрямь есть невесомость. Эталонная работа мастеров по спецэффектам и компьютерной графике, художников, бутафоров, техников – по «Времени первых» впору писать учебник для российских кинематографических вузов и школ. То, что продюсеры и остальные создатели картины верно расставили приоритеты и не махнули рукой на визуальный ряд в фильме про космос, дорогого стоит. 

Как и весьма тщательный подход съемочной группы к реальной истории, фактам, персонажам. От одержимого космосом гения Королева, к счастью, имевшего право иногда сказать партии «нет» и потому не только сделавшего страну первой космической державой, но и спасшего жизни космонавтам-первопроходцам. Как нельзя более уместный сейчас пример гуманизма и отношения к каждой жизни – как к бесценной, стоящей в разы больше любой победы и стоящей выше любой политики. И первая за долгое время по-настоящему замечательная роль актера Ильина, помимо внешнего сходства, явно уловившего и нашедшего внутреннюю связь с персонажем. 

И до главных героев, Леонова и Беляева. Евгений Миронов проигрывает Константину Хабенскому в совместных сценах, но, оказавшись в одиночестве, справляется не только со скафандром, но и в целом с образом того, кто шагнул из люка космического корабля в открытый космос. Сделал шаг – маленький для человека, огромный для человечества – и десяток раз едва не погиб на этом пути. Время первых – время смелых.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Куда приведет арабская мечта

Куда приведет арабская мечта

Павел Скрыльников

Как ислам покинул политическую жизнь Востока, а потом вернулся с новой силой

0
307
В Роскосмосе считают перспективной целью мировой космонавтики высадку на Марс и другие планеты

В Роскосмосе считают перспективной целью мировой космонавтики высадку на Марс и другие планеты

  

0
542
Сделай меня роботом

Сделай меня роботом

Наталия Григорьева

Автор "Пилы" и "Астрала" снял фантастический боевик

0
813
Не переходите дорогу черной кошке!

Не переходите дорогу черной кошке!

Андрей Рискин

0
1114

Другие новости

Загрузка...
24smi.org