0
1420
Газета СНГ Интернет-версия

18.02.2000 00:00:00

Юрий Костенко: "Россия не в силах отказаться от "синдрома старшего брата"

Тэги: Рух, Украина


- ЮРИЙ ИВАНОВИЧ, не считаете ли вы, что недавно выдвинутая Украинским Народным Рухом инициатива о выходе Украины из состава Межпарламентской ассамблеи несколько несвоевременна? Ведь сегодня Украина вынуждена решать ряд сложнейших проблем во внутренней и внешней политике.

- Народный Рух Украины еще до раскола всегда выступал против участия Украины в деятельности МПА. Поэтому наша инициатива не является принципиально новой. Она вызвана тем, что МПА СНГ превратилась в инструмент политического давления со стороны России, которая пытается сохранить себя как федеративное государство, удерживая в рамках СНГ независимые страны. Россия, по сути, создает таким образом для себя защитную оболочку. Стоит ли Украине участвовать в таких играх и обслуживать политические интересы РФ? Безусловно, нет. Вот если бы Россия стала на путь демократического развития, то нам было бы по пути. Но, похоже, Россия еще долго будет бродить по имперским лабиринтам своего восприятия действительности, свидетельством чему можно назвать войну в Чечне.

Могу привести еще одно общеизвестное доказательство несоответствия деятельности МПА СНГ заявленным целям этой организации: мы подписали в рамках СНГ несколько тысяч экономических соглашений и договоров. Почти все они не работают. Не получается согласовывать актуальные насущные проблемы через структуры СНГ, поскольку МПА превратилась в подконтрольный России политический орган, не учитывающий в своей деятельности интересы каждого государства СНГ.

- Тем не менее Россия остается основным стратегическим партнером Украины - хотя бы по причине энергетической зависимости...

- УНР выступает против участия Украины в работе МПА СНГ только потому, что через эту структуру происходит втягивание нашего государства в сферу политических интересов другого государства. Что касается экономической сферы, то наша партия выступает за сотрудничество со всеми государствами, в том числе и с Россией, на двухсторонней взаимовыгодной основе. Ничто не мешает нашим странам работать на таком уровне, но для Украины имеет смысл одновременно постепенно интегрироваться со странами Европы. Только там есть политическая и экономическая перспектива, заключающаяся, в частности, в возможности повышения эффективности производства, уровня жизни граждан.

- Если я не ошибаюсь, вице-премьер Юлия Тимошенко недавно отметила, что Россия относится к Украине в сфере поставок энергоносителей чрезвычайно лояльно, идя навстречу в вопросах оплаты, соглашаясь на переговоры о реструктуризации долгов и т.п.

- Ничего из России бесплатно мы не получаем. Не было бы выгодно - Россия поставляла бы энергоносители в другую страну. Кроме того, до сих пор так и не подведен баланс украино-российских экономических отношений, а поэтому разговоры о том, кто кому должен, совершенно безосновательны. Могу привести несколько примеров. Украина как государство взяла на себя долги украинских предприятий перед российскими, в то время как Россия отказалась это сделать. Но с точки зрения долговых обязательств задолженность России перед украинскими предприятиями существует. Или, скажем, проблема флота: согласно всем международно-правовым актам, весь Черноморский флот изначально являлся собственностью Украины, потому что он находится в украинских территориальных водах. Раздел ЧФ начался под давлением России.

Могу также с уверенностью сказать, что Россия не рассчиталась с нами за вывезенное ядерное оружие. Частичная компенсация поставками ядерного топлива для АЭС реально не составляет даже десятой части стоимости тех ядерных материалов, которые были вывезены с территории Украины. А если коснуться темы транспортных операций, то только в прошлом году Россия начала фактически оплачивать нам транзит газа и нефти. Кстати, что касается транспортных операций, то и украинская, и российская мафия создавались как раз на основе "газовой трубы". Поэтому в этой сфере задействованы огромные экономические интересы определенных олигархических группировок с обеих сторон. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на падение уровня производства в два раза в среднем по Украине, потребление энергетических ресурсов практически не меняется. Куда деваются миллионы тонн нефти и миллионы кубометров газа?

Могу привести еще один показательный пример. Мы пытались в 1992 году создать программу энергетического самообеспечения Украины, одним из элементов которой должно было стать обеспечение украинской ядерной энергетики собственным топливом - на Украине есть и уран, и цирконий. Провели тендер, на котором победила компания "Вестингауз", но тут Россия применила политические методы давления, и от проекта пришлось отказаться. С точки зрения интересов России, которая поставляет на украинский рынок 60% ядерного топлива собственного производства, ситуация вполне понятна - они не хотят потерять рынок сбыта. Но с точки зрения украинских интересов следовало бы сказать, что использование российских твэлов для украинских АЭС означает потерю 25% произведенной электроэнергии, поскольку эффективность российского топлива намного ниже, нежели топлива, произведенного другими компаниями. Нет, экономическое сотрудничество с Украиной - это вовсе не огромная услуга со стороны России, это сфера ее экономических интересов. А если подвести общий баланс, то еще неизвестно, кто кому и сколько должен.

- Юрий Иванович, складывается впечатление, что начавшаяся с осени украино-российская "торговая война" сегодня переходит в сферу политики. Например, российский МИД обнародовал ноту об ущемлении прав русскоязычного населения на Украине, недавно со стороны России прозвучал протест против функционирования на Украине чеченского информбюро. С другой стороны, секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Евгений Марчук намекнул на необходимость изменения украинской оборонной доктрины в связи с ситуацией в России. Причем в "холодной войне", прослеживающейся в прессе, почти везде фигурирует возглавляемая вами партия. Не считаете ли вы, что кто-либо использует Народный Рух в своих политических целях - чтобы, например, продемонстрировать Западу разрыв отношений с Россией и таким образом "заслужить" возможность реструктуризации долгов? Или, возможно, Рух скандальными заявлениями пытается отвоевать потерянные политические позиции?

- Ответственно заявляю: мы в подобных играх не участвуем. Народный Рух - это наиболее последовательная национально-демократическая партия, которая в своей политической деятельности руководствуется интересами Украины. Поэтому он и становится объектом нападок со стороны российских чиновников и некоторых политиков. Россия не может избавиться от менталитета "старшего брата".

- Вы можете сказать, что на сегодня Рух преодолел внутренний кризис, приведший к расколу в партии в прошлом году?

- Я бы сказал, что политическая ситуация в партии стабильна. Рух стал более сильным по сравнению с прошлым годом. Мы вынесли уроки из кризиса и готовы подкорректировать стратегию и тактику своей партийной деятельности. Если говорить о политических перспективах, то я их вижу только в объединении партий правоцентристской направленности, ибо ни одна отдельно взятая партия в нынешних условиях не сможет вести эффективную политическую деятельность.

- Юрий Иванович, каковы, на ваш взгляд, политические перспективы Украины как независимого государства в условиях, когда ее внешние и внутренние сложнейшие проблемы во многом решаются теневыми политическими кланами и бизнес-группами?

- Сейчас Украина действительно переживает чрезвычайно тяжелый период. Тем не менее я считаю, что у страны появился реальный шанс изменить ситуацию. Во-первых, произошедшая "парламентская революция" - это важный шаг к формированию демократического общества. Впервые в Верховной Раде официально сформировано большинство, которое провозгласило курс на сотрудничество с правительством. С нынешним председателем Верховной Рады Иваном Плющем я знаком с начала 1990-х. Могу сказать, что он порвал со своим коммунистическим прошлым и не будет втягивать парламент в конфликт с исполнительной властью, не станет провоцировать идеологические конфликты в самом парламенте. Ведь Верховной Раде ранее всегда было свойственно говорить о реформах, но закреплять в законах административно-командную систему. Недавние изменения позволяют впервые говорить о возможности проведения системных реформ.

Поводом для оптимистических прогнозов, на мой взгляд, является также назначение на пост главы правительства реформатора-патриота Виктора Ющенко, который глубоко понимает суть необходимых реформ и знает, как их проводить.

Главное же состоит в том, что на последних президентских выборах победил даже не Леонид Кучма, а его демократическая программа. Народ голосовал против тоталитаризма, коммунистической идеологии, возвращения в прошлое. В этом вопросе наконец совпадают позиции президента, парламента, правительства. Именно поэтому Украина получила шанс преодолеть многолетний системный кризис и начать двигаться вперед. Еще раз подчеркну: положительные результаты возможны только при ориентации на европейские структуры, на западные страны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Госдума маневрирует в соответствии с поправками к Конституции

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Утверждение премьера 10 мая позволит депутатам полноценно проверить новые процедуры

0
687
Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Кампанию Надеждина и "протестный полдень" власть заметила

Иван Родин

Вместе с иноагентами из выборного закона удалены донаты и испорченные бюллетени

0
774
Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

Новым лидером Шотландской национальной партии стал Джон Суинни

0
332
Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

Еврокомиссия подготовила проект 14-го пакета антироссийских санкций

0
425

Другие новости