0
1703
Газета СНГ Интернет-версия

03.02.2012 00:00:00

Рельсовая война в Центральной Азии

Тэги: узбекистан, таджикистан, конфликт, транспорт


Между Узбекистаном и Таджикистаном разгорелся очередной транспортный конфликт. Ташкент объявил, что взорванный в ноябре железнодорожный мост на узбекском участке железной дороги будет восстановлен не скоро и предложил таджикской стороне пользоваться обходным путем. Душанбе обвинил узбекскую сторону в умышленном нанесении экономического ущерба и получил контрудар: МИД Узбекистана считает, что Таджикистан пытается подорвать международный авторитет страны и ее президента Ислама Каримова.

История началась в середине ноября прошлого года, когда на территории Узбекистана недалеко от границы с Таджикистаном и Афганистаном был взорван железнодорожный мост. Узбекские правоохранительные органы происшествие квалифицировали как теракт. На период следствия и восстановительных работ движение поездов по линии Термез–Курган–Тюбе было закрыто.

Решение прекратить движение привело к тому, что на узбекской стороне скопилось около 300 вагонов с мукой, продуктами, стройматериалами и даже ГСМ для южной Хатлонской области Таджикистана. Там же застряла и международная гуманитарная помощь. С учетом обстановки некоторые железнодорожные компании, в том числе РЖД, перестали продавать билеты на это направление и таджикским трудовым мигрантам в канун Нового года пришлось искать другие пути, чтобы добраться на родину или обратно в Россию.

Узбекские железнодорожники предложили таджикским коллегам направить грузовые поезда в обход – через Душанбе и далее на юг в Хатлон. Однако руководство Таджикской железной дороги от предложенного варианта отказалось как от финансово затратного. «У нас нет возможности принять грузы и организовать их доставку на юг страны, так как это требует больших эксплуатационных расходов на автотранспорт, что в первую очередь связано с движением через горные перевалы», – заявил журналистам замглавы ТЖД Владимир Собкалов. По его мнению, Ташкент устроил «блокаду сугубо политического характера» – в Душанбе не верят в версию о теракте и говорят, что в Узбекистане на таком стратегическом объекте, как железная дорога, даже мышь не проскочит, не то что террористы. Таджикистан подсчитал убытки от простоя грузов – они превысили 20 млн. долл. «Отношения Таджикистана и Узбекистана сейчас накалены так, что любой недружелюбный шаг может только повысить и без того высокий градус напряжения между странами. Это должны понимать в обеих столицах», – полагает историк Сайфулло Муллоджанов.

Однако столицы, похоже, больше привлекает возможность еще больше накалить обстановку: «Узбекистан нашел очень удобный и действенный метод политического и экономического давления на Таджикистан – транспортную блокаду», – сообщается на сайте пропрезидентской Народно-демократической партии Таджикистана. Ташкент, в свою очередь, через МИД обвинил Душанбе в подрыве своего авторитета на международной арене.

Рельсовая война – это только один из факторов, который работает на ухудшение отношений между Узбекистаном и Таджикистаном. Не менее острым остается вопрос строительства Рогунской ГЭС, деятельность алюминиевого завода ТАЛКО, нерешенные пограничные вопросы и спорные территории. «Проблема не в транспортной блокаде, а в том, что системно ухудшаются отношения между двумя государствами», – сказал «НГ» директор Информационно-аналитического центра МГУ Алексей Власов.

Эксперты полагают, что без посредников в этом конфликте не обойтись. К роли модератора примеряются США. На днях помощник госсекретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк в ходе выступления в Университете Джонса Хопкинса отметил, что Вашингтон заинтересован в стабильной и демократичной Центральной Азии и намерен развивать сотрудничество не только в свете проблем Афганистана. Между тем Алексей Власов считает, что пока у Вашингтона нет «контрольного пакета влияния на Каримова и Рахмона». «Пока США демонстрируют узкопрофильный интерес – участие Узбекистана и Таджикистана в обеспечении северной сети поставок. Поэтому добиться реального примирения лидеров двух государств Белый дом пока не может», – отметил эксперт.

Арбитром между Ташкентом и Душанбе может стать Москва. «Но поскольку противоречия носят системный характер, то и посредничество должно быть системным. Разовые встречи лидеров трех стран, да к тому же в рамках различных саммитов СНГ или региональных объединений, положительных результатов не дадут. Должна быть выработана реальная стратегия», – сказал Алексей Власов. По его мнению, Таджикистан от строительства Рогуна не откажется, а Узбекистан не изменит своей позиции. Власов считает, что неплохой базой устранения противоречия может стать Евразийский проект, и многое в этой плоскости зависит именно от идей и предложений Москвы.

Еще одним потенциальным посредником мог бы стать Китай, но его пока больше привлекает чисто экономическое двухстороннее сотрудничество, и глобальной региональной схемы действий у Пекина пока нет. Собственно, пакета конкретных предложений в масштабе всей Центральной Азии нет и у Москвы, и у других внерегиональных игроков. Призывы типа «ребята, давайте жить счастливо» уже не работают. «Москва должна взять инициативу и срочно найти выход, если мы хотим, чтобы эта конфликтная ситуация не спровоцировала полномасштабный конфликт, который может охватить и другие страны региона, – сказал «НГ» Власов. – При этом важно не занять позицию одной из сторон. Как только мы решим встать на сторону Ташкента или Душанбе, вся наша система баланса в Центральной Азии рухнет. Таджикистан важен для России с точки зрения решения вопросов по таджикско-афганской границе, которую хоть как-то, но контролировать надо. Узбекистан – это будущий центр региона, и во многом от Ташкента будет зависеть расстановка сил в треугольнике Москва–Вашингтон–Пекин».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
980
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1158
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1600
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1307

Другие новости