1
15824
Газета СНГ Печатная версия

29.05.2014 00:01:00

Евразийский союз может стать мостом между Европой и Китаем

Россия, Белоруссия и Казахстан создают платформу, которую на Западе считают политической

Тэги: евразийский союз


евразийский союз Лидеры Евразийского союза в целом готовы подписать договор о его создании. Фото с официального сайта президента РФ

Президенты России, Белоруссии и Казахстана сегодня в Астане подпишут договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Полноценно работать он начнет с 1 января 2015 года. Ожидается, что к новому интеграционному объединению чуть позже присоединятся Армения и Киргизия. Однако говорить о реинкарнации СССР, как считают некоторые эксперты, оснований нет. Акцент, по заверениям лидеров союза, сделан исключительно на экономическую составляющую.

ЕАЭС создается на базе ранее существовавшего Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в состав которого входили Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. 

Уровень экономического развития этих стран значительно разнится, что сказывалось на эффективности организации. Поэтому при создании нового дееспособного альянса было решено начать с союза России, Белоруссии и Казахстана, экономики которых превосходят экономики других стран, являющихся потенциальными членами ЕАЭС. И уже потом в ряды союза принимать более слабые страны. Сегодня, по словам Нурсултана Назарбаева, созданы все условия для интеграционного проекта качественно нового уровня. Он считает, что в сознании людей уже сформирован «бренд евразийства», который наполняется определенным содержанием и будет подкрепляться экономически. Именно на экономической составляющей Назарбаев неоднократно акцентировал внимание, подчеркивая: ЕАЭС является только и исключительно экономическим проектом, без посягательств на политические суверенитеты государств – его членов. А чтобы пресечь пересуды как внутри страны, так и на Западе о том, что под видом создания ЕАЭС возрождается СССР, Назарбаев предложил принять в Союз, например, Турцию.

Накануне подписания договора о создании ЕАЭС замглавы МИД Казахстана Самат Ордабаев сообщил, что «новая интеграционная структура действительно будет исключительно экономической, а все политические, а также гуманитарные вопросы останутся за рамками ее функций». «Мы ушли от политизации договора, а весь костяк составляет чисто экономическое взаимодействие. Благодаря последовательной позиции Казахстана из договора были исключены такие вопросы, как общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль», – заявил  чиновник. Для политики, по его словам, есть другие площадки, такие как СНГ и ОДКБ, а также двусторонние договоры между странами.

«Западные политические элиты воспринимают ЕАЭС как враждебный проект, способный создать серьезную конкуренцию доминирующему влиянию Запада не только на постсоветском пространстве, но и в глобальном формате. Мы видели, как много было сделано для того, чтобы не допустить вступление Украины в евразийский проект. Но, несмотря на ситуацию в Украине, факт создания ЕАЭС и укрепление сотрудничества России и Казахстана с Китаем больно бьют по амбициям Запада, претензиям на сохранение однополярного миропорядка. Поэтому в ближайшем будущем стоит ожидать попыток дестабилизации ситуации, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация в Таджикистане, теракты в Урумчи – первые сигналы к реализации такого сценария. Что касается западного бизнеса, то он уже давно присматривается к евразийскому проекту и ищет новые форматы взаимодействия и бизнес-коммуникаций с евразийскими партнерами», – сказала «НГ» исполнительный директор политологического центра «Север–Юг» Юлия Якушева. По ее словам, ЕАЭС – это реальный шанс для государств-участников и потенциальных членов повысить свою конкурентоспособность на глобальных рынках, а также совместными усилиями осуществить модернизацию экономики. От успешного решения этих задач будет зависеть роль и место стран ЕАЭС в меняющемся мире. Но то, насколько эффективно будут реализованы открывающиеся возможности, будет зависеть от реального наполнения евразийского проекта. Само по себе создание ЕАЭС не гарантирует ни быстрого экономического роста, ни диверсификации экономик, ни создания совместных производств.

По словам руководителя Евразийского коммуникационного центра Алексея Пилько, ЕАЭС ничего общего с Советским Союзом не имеет. Он решает две задачи, отличные от тех, что решал Советский Союз, – восстановление тех экономических связей, которые распались после исчезновения этой страны. Речь идет о формировании единого экономического пространства, общей таможенной границы, об облегчении ведения бизнеса. Другая задача ЕАЭС – «придать мировой экономике плюралистичный, более равноправный характер», сказал он в ходе состоявшегося круглого стола «Договор о создании Евразийского экономического союза: новые реалии интеграции». Эксперт считает, что нынешний формат мировой экономики чрезмерно моноцентричный, завязанный на долларе, на экономическом господстве США. Поэтому «создаются новые центры экономической силы». «Создание ЕАЭС – формирование еще одного центра силы»,  – считает Пилько.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, считает, что ЕАЭС – это более удобная правовая форма для межрегионального сотрудничества, которое на своем уровне уже давно работает. Причем это сотрудничество заключается не в торговле сырьем, а в совместных промышленных предприятиях, которые смогут развиваться на необходимом уровне только в условиях единых правил игры. ЕАЭС является безальтернативным путем развития.

«Долгосрочной макроэкономической задачей является создание на пространстве ЕАЭС мощного торгово-промышленного и транспортно-логистического центра, позволяющего выводить на внешние рынки разные виды высокотехнологической продукции. Общий рынок ЕАЭС, если судить по статистике Таможенного союза (ТС), 170 млн человек и около 1 трлн долл. Для союза региональных масштабов совсем неплохо», – сказал «НГ» научный сотрудник Института экономики Александр Караваев. По его словам, финансовая база союза пока строится на нефтегазовом экспорте российской экономики, это его локомотив. Но параметры формируемой экономической среды, по идее, должны создавать выгодные условия развитию разнообразной производственной базы.

Несмотря на то, что договор о создании ЕАЭС еще не подписан, уже начались обсуждения на тему, за счет каких стран он будет расширяться. Прежде всего за счет традиционных российских «стратегических партнеров»  – Армении, Киргизии и Таджикистана. Кроме того, процесс будет происходить в треке ТС через создание зон свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС. Станет ли участник ЗСТ и ТС вступать в ЕАЭС, предположить сейчас трудно – у каждой конкретной страны свои задачи и цели.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Tahir Ceferli 07:19 29.05.2014

A ЕСЛИ НАЧНЕТСЯ «ВТОРАЯ ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»? Украинские события заставляют любого здраво-мыслящегося политика вспомнить про « Великую шахматную доску» З. Бжезинского, который сравнивает позиции мировых держав по отношению друг к другу с фигурами на шахматной доске, и если одна фигура делает движение, то меняются позиции остальных. И избежать этого фактически не возможно. Защищающаяся сторона должна сделать правильный шаг для отражения удара, иначе ее ждет поражение. Постоянное движение фигур –это закономерность, в ней суть развития игры. Простым решением мирового развития является сохранение противостояния двух фигур, как в шахматной доске -черных и белых, имея в виду две страны, диктующие условия поведения остальным странам, которые независимо от их политической воли должны находиться в лагере «черных» или «белых» фигур. В таком состоянии они не нарушают баланс сил . «Великая шахматная доска» З. Бжезинского –это аналитика, можно сказать, «Первой холодной войны», практика которой поможет понять закономерности уже начавшейся «Второй». Анализ событий в Украине показывает, что мир опять катится ко «Второй холодной войне», которая выводит его из монополярного состояния. На данном отрезке времени сама ситуация, сложившаяся в мире, диктует миру выйти из монополярного состояния, поэтому ставит задачу перед мировыми державами занять свои позиции на «Великой шахматной доске», а а ней можно находиться либоо на стороне «черных», либо на стороне «белых» игроков. Украинскими событиями США продиктовали геополитическое поведение для России в качестве условного противника на “Великой шахматной доске”, и она приняла это с честью, чему свидетельствуют события в Крыму, на юго-востоке и в других регионах Украины, где Россия восстанавливает свои позиции для укрепления собственной государственности, и, тем самым, сдерживает своего противника от вторжения на свою территорию. Чтобы напугать Европу, США начали новую партию «Холодной войны» на этой « Великой шахматной доске», выбрав условным врагом Россию, самую сильную в военном отношении державу, атомный потенциал которой может уничтожить весь земной шар . Российский атомный потенциал является сдерживающим фактором, поэтому и дураку ясно, что после украинских потрясений Россия возьмется за ум и будет активно противостоять внешним вызовам со стороны Запада, что можно считать началом «Второй холодной войны». Историческая миссия Российского Президента В.Путина заключается в том, чтобы занять на этой шахматной доске подобающее России положение и дать отпор внешним вызовам, брошенным в лицо его стране. Принципом ядерного сдерживания Россия добьется паритета с США, но для этого ей понадобится привлечь в сферу своего влияния бывшие союзные республики, экономическая интеграция с которыми поможет ей избежать отрицательного воздействия санкций со стороны Запада. Российские политики, на самом деле, учитывали все эти моменты. Анализ последних действий руководства России доказывает это. Теперь становится очевидным, что российские аналитические центры предвидели ожидающие их страну геополитические катаклизмы и, чтобы избежать их, прибегли к Таможенному Союзу, который, наверняка, обеспечит паритетное экономическое объединение бывших республик Советского Союза. Украинские события стали катализатором, который, наверняка, станет ускорителем центробежной силы и объединения этих стран. И неслучайно, что основные внешнеполитические усилия России направлены именно на это. Россия всеми, у нее имеющими средствами, приглашает бывших советских республики в Таможенный Союз. Российское руководство в отличие от руководителей бывших союзных республик очень хорошо видит угрозу, нависшую над их головами. Украина тому пример. Создание единой системы безопасности в этом таможенном союзе может вывести Россию на первый план как страну второй супердержавы. Объедение бывших союзных республик потребует экономической интеграции, которая должна вывести все республики, вошедшие в этот союз, из экономической депрессии и восстановить производство страны, направленoе на интеграцию со странами ТС уже на основе новой технологии, что, естественно, потребует больших финансовых затрат. Однако не в этом заключаются трудности. Бывшие советские республики, кроме России, Казахстана и Белоруссии, разрушили между собою все интеграционные связи, для восстановления которых необходимо будет усилие всех республик и создание Инвестиционного Банка для решения всех проблем интеграции. В Евразийском экономическом союзе ( так официально в документах называется Таможенный союз) пока еще не созданы эффективные механизмы экономической интеграции. Несмотря на это показатели трех республик, вошедших в этот союз, должны заинтересовать руководителей бывших союзных республик, поскольку в этих показателях отражены экономические выгоды, которые появились после создания единой таможенной территории для России, Казахстана и Белоруссии. В октябре 2011 года ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза Сергей Глазьев заявил, что о неоспоримой выгоде создания единой таможенной территории говорят данные статистики внешней и взаимной торговли. Так, общий товарооборот Белоруссии, России и Казахстана за первое полугодие 2011 года вырос более чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Произошёл взрывной рост взаимной торговли внутри Таможенного союза, особенно на приграничных территориях (более чем на 40 процентов). Примерно на треть увеличились поступления от импортных пошлин в Белоруссии и России, а в Казахстане — более, чем в три раза. Действительно, эти показатели впечатляющие. И не секрет, что после появления Таможенного союза ВВП в этих трех республиках вырос в несколько раз, и нет тенденции к экономическому кризису, а наоборот, экономический рост налицо. Привлечение остальных государств к Таможенному союзу многие западные аналитики расценивают как восстановление Советского Союза, иными словами Российской империи. Даже при такой постановке вопроса чувствуется, что Запад ревностно относится к этому союзу, и ему не хочется появления экономически мощной силы и стабильности на бывшей территории Советского Союза. Если глубоко проанализировать структуру Евразийского Экономического Союза, его политическую сущность, то мы убедимся в том, что Таможенный союз по сути и структуре будет копией Европейского Союза на бывшей территории Советского Союза. Однако в экономическом и технологическом отношении он должен быстро развиваться и в итоге превратиться в сильное объединение государств, которое сможет самостоятельно существовать, т.к. эти страны обладают сырьевой и энергетической базой, которая обеспечит их бурное экономическое развитие. Украинские события ставят под сомнение миролюбие Запада и его стремление внедриться в бывшие советские республики. К объективным проблемам этих республик они подходят с позиции двойных стандартов. Из-за двойных стандартов Запада до сих пор не освобождены оккупированные Арменией азербайджанские земли. Как будто для них не существуют резолюции ООН и понятия незыблемости границ. До сих пор нет никакой реакции Запада на оккупацию Арменией Азербайджанских земель. Минская группа ОБСЕ больше 20 лет морочит голову Азербайджанского народа и не требует от Армении выполнения Резолюций ООН по немедленному освобождению оккупированных земель Азербайджана. В Кавказском регионе до сих пор сохраняется очаг конфликта - это Карабах, который может привести широкомасштабным военным действиям. Стабилизирующим фактором в регионе может стать Россия, которая способна остановить сползание Армении к новой войне под воздействием Запада. На данном геополитическом отрезке времени это ясно наблюдается. Возникновение на Кавказе новой войны станет открытым вызовом для России и Ирана, последствия которой могут стать для них пагубными. (Продолжение следует)



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Другие новости

Загрузка...
24smi.org