0
2170
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.02.2009 00:00:00

Переформатирование присутствия

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Фененко - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: сша, ирак, войска


сша, ирак, войска Многие задаются вопросом: действительно ли американцы намерены уходить?
Фото Reuters

Вступление в должность нового президента США вновь обострило дискуссии о выводе американских войск из Ирака. На следующий день после инаугурации Барак Обама призвал Пентагон разработать соглашение о дислокации американских войск на иракской территории и план их «ответственного вывода» из этой страны. Американский посол в Ираке Райан Крокер отметил, что Вашингтон и Багдад должны согласовать процедуру вывода американских войск. В ответ министр обороны Ирака Мухаммед Джасем заявил, что иракские военные должны быть готовы к самым трудным ситуациям в случае поспешного ухода американцев из страны.

Американские СМИ наперебой заговорили о том, что в скором времени США избавятся от груза неудачной войны. Весь «прогрессивный мир» приготовился рукоплескать пацифизму нового президента. Вопрос, однако, в том, действительно ли американцы намерены уходить.

Идея вывода американских войск из Ирака возникла после поражения республиканцев на выборах в Конгресс 7 ноября 2006 года. С тех пор демократы неоднократно ставили вопрос об изменении стратегии в Ираке. В декабре 2006 года согласительная комиссия Сената во главе с демократом Ли Гамильтоном и республиканцем Джеймсом Бейкером рекомендовала Белому дому, в частности, усилить обучение иракских военных специалистов и обсудить иракский вопрос с Сирией и Ираном. В апреле 2007 года Конгресс принял законопроект о выводе войск до конца 2008 года (который, правда, так и не вступил в силу из-за наложенного на него вето президента). В ходе предвыборной кампании Обама заявлял, что ввод американских войск в Ирак был ошибкой и в интересах США уйти оттуда как можно скорее. Подобные шаги создали демократам репутацию противников войны.

Администрация Джорджа Буша внешне отнекивалась от этих советов. На практике республиканцы учли многие пожелания оппонентов. Еще в январе 2007 года Белый дом провозгласил «новую иракскую политику» и изменил тактику ведения войны. Вашингтон увеличил свой контингент и стал подключать создающуюся иракскую армию к проведению антитеррористических операций. Американцы привлекали на свою сторону умеренных шиитских и суннитских лидеров и сдерживали сепаратизм курдов. США пошли на диалог с Сирией и Ираном по обеспечению безопасности иракских границ и периодически давили на Турцию, сдерживая ее антикурдские настроения. На смену лобовым операциям Пентагона вроде штурма Фаллуджи 2004 года пришла более тонкая игра на противоречиях между различными кланами и группировками. Вполне в духе демократов, предлагавших воевать в Ираке руками самих иракцев.

Более того: еще при Буше Белый дом заговорил о необходимости изменить формат операции в Ираке. В ноябре 2007 года Джордж Буш и премьер-министр Ирака Нури аль-Малики договорились подписать соглашение о будущем статусе американских войск в Ираке. Осенью 2008 года Багдад предложил внести в соглашение серию поправок: разрешить иракским судам привлекать американских военных к ответственности за совершение преступлений и гарантировать неиспользование иракской территории для нападения на другие страны. Вашингтон с таким проектом согласился, и в минувшем ноябре Соединенные Штаты подписали с Ираком соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Американцы пообещали прекратить патрулирование иракских городов в 2009 году и покинуть иракскую территорию к концу 2011 года.

Накануне Нового года министр обороны Роберт Гейтc на страницах журнала Foreign Affairs объявил, что в обозримом будущем в Ираке сохранится присутствие американских военных советников и продолжится проведение контртеррористических операций. А командующий Многонациональными силами в Ираке генерал-лейтенант Рэймонд Одиерно отметил, что Пентагон может патрулировать иракские города и после 2009 года. Тем более что до 2011 года условия ноябрьского соглашения можно будет и пересмотреть, ссылаясь на очередное обострение обстановки.

Похоже, что администрация Обамы будет проводить в Ираке сложную игру. Электорат демократов, уставший от тягот войны, потребует сократить американское присутствие в этой стране. «Реалисты» в Белом доме во главе с министром обороны Робертом Гейтсом будут настаивать на необходимости найти новую форму американского присутствия в этой стране. На чью сторону встанет президент, сказать трудно. Но тот факт, что в своем призыве к Пентагону он не указал на сроки «ответственного вывода» войск, показывает, что он тяготеет к группе Гейтса.

Наиболее привлекательным сценарием мягкого ухода Америки как будто выступает британский вариант. На протяжении 2008 года Лондон выводил войска из Ирака, оставляя в стране одну-единственную базу в Басре и серию военных инструкторов. Но такой способ вряд ли подходит США. Британский контингент играл вспомогательную роль, а американцы пусть и плохо, но выполняли полицейские функции, осуществляя контроль над ситуацией в Ираке.


Число жертв войны продолжает расти.
Фото Reuters

В Вашингтоне не без оснований опасаются, что после ухода Пентагона Ирак распадется на суннитское, шиитское и курдское государства. Это чревато большим военным столкновением между Ираном, Саудовской Аравией, Сирией и Турцией. Маловероятно, что иракское правительство в одиночку удержит территориальную целостность своей страны.

Другое дело, если американцы будут сочетать сокращение численности войск с проведением ограниченных военных операций. Контроль над городами можно в самом деле передать иракским силам безопасности. Но давить крупные очаги сопротивления по силам только Пентагону. Сократив численность войск, Америка по-прежнему будет вмешиваться во внутрииракские конфликты.

Что, впрочем, совсем неплохо для России. Увидеть бегство американцев из Ирака – мечта немалой части российского общества. Но вряд ли Москве понравится появление неподконтрольного анклава радикальных исламистов недалеко от Центральной Азии и Кавказа. Иракская язва – это пока единственная гарантия того, что Вашингтон не начнет новую военную операцию в Иране, не будет проводить активную политику демократизации стран Ближнего Востока и не станет совсем рьяно продавливать расширение НАТО. А возможно – и залог покладистости американцев на переговорах по СНВ. Проводя «активные антитеррористические операции в Ираке», Вашингтон будет тратить меньше ресурсов на модернизацию своих ядерных сил и создание противоракетного щита.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
495
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
555
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
317
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
210

Другие новости