0
4673
Газета Дипкурьер Интернет-версия

18.01.2010 00:00:00

Парадоксы "умной силы" Барака Обамы

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко - ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН.

Тэги: сша, обама


сша, обама Нобелевская премия мира была вручена Обаме как бы авансом – в надежде, что он выполнит свои предвыборные обещания.
Фото Reuters

21 января исполняется год с момента инаугурации президента США Барака Обамы. Минувший год доказал, что в сфере внешней политики его администрация – одна из самых консервативных в истории Америки. За последние полвека почти все американские президенты начинали с пересмотра внешнеполитических установок предшественников. Обама, напротив, не торопится порывать с наследием республиканцев.

Во-первых, внешнеполитическая стратегия США пока реализуется на основе документов администрации Джорджа Буша. Внешняя политика – «Стратегией национальной безопасности» 2006 года. Военная политика – «Национальной военной стратегией» 2004-го и «Стратегией национальной обороны» 2008 года. Океаническая и космическая политика – «Объединенной военно-морской стратегией» 2007-го и «Национальной космической политикой» 2006 года. Антитеррористическая операция – «Национальной контртеррористической стратегией» 2006 года. Год для пересмотра ключевых документов – срок, конечно, небольшой. Но и заявлений о намерении как можно скорее изменить их программные положения (какие делала, например, администрация Билла Клинтона в 1993 году) из Белого дома пока не слышно.

Во-вторых, снижения военной активности США не произошло. География вовлеченности американских вооруженных сил в 2009 году расширилась. В Афганистане американский контингент увеличился с 34 тыс. до 72 тыс. человек. Перед Пакистаном американцы ставят вопрос о самостоятельном проведении ими операций в пограничной с Афганистаном «зоне племен». В Латинской Америке США получили право использовать военные базы на территории Колумбии. Накануне Нового года в СМИ появились сообщения о возможности участия американских военных в антитеррористической операции на территории Йемена или Сомали.

Неясно и с Ираком. Вашингтон вроде бы собирается вывести войска до конца 2011 года. (Как это, собственно, и было предусмотрено американо-иракским соглашением 2008 года.) Но еще в начале 2009 года министр обороны США Роберт Гейтс на страницах журнала Foreign Affairs отметил, что Пентагон может проводить антитеррористические операции в этой стране и после 2011 года. За минувший год ни Белый дом, ни Госдепартамент ни разу не дезавуировали его заявления. Обама, похоже, намерен лишь переформатировать, а отнюдь не свернуть американское присутствие в Ираке.

В-третьих, администрация Обамы не изменила антитеррористическую стратегию республиканцев. Принятый в 2001 году Patriot act сохранил свое действие. Система визового контроля после попытки теракта на авиарейсе Амстердам–Детройт усилилась. Пять лет назад демократы ругали проведенную Бушем реформу по консолидации системы спецслужб США. В начале 2010 года Обама критиковал ее за недостаточную эффективность, но саму идею создания единого координирующего центра спецслужб с широкими полномочиями его администрация теперь находит своевременной и полезной.

В-четвертых, демократы сохранили подход республиканцев к проблеме контроля над вооружениями. Обама возобновил переговоры с Россией о заключении нового Договора об СНВ. Но подписать его до истечения срока действия Договора СНВ-1 (1991) не удалось. Обама изменил подход в вопросе размещения средств ПРО на территории Польши и Чехии, но соответствующие соглашения с Варшавой и Прагой денонсированы не были. Обама призвал к скорейшей ратификации Договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний. Но Конгресс, где преобладают демократы, так и не назначил даты слушаний. На встрече в Кроуфорде (2001) Буш заявил Владимиру Путину, что в стратегической сфере Вашингтон будет подписывать только декларативные документы без жестких обязательств. Действия демократов целиком укладываются в логику «Кроуфордского компромисса».

В-пятых, Белый дом продолжает политику республиканцев в области нераспространения. Администрация Обамы как будто лоббирует амбициозный проект «безъядерного мира». Но его реализация видится в Вашингтоне через усиление наднациональных (на практике – американских) механизмов контроля над оборотом технологий ядерного топливного цикла. Не смягчилась американская позиция и на переговорах с Ираном: США по-прежнему настаивают на свертывании его программы обогащения урана. На VIII Обзорной конференции по ДНЯО (май 2010) администрация Обамы, вероятно, воскресит бушевский проект реформы этого договора. (Прежде всего – идею разработать международный ограничительный кодекс поведения в сфере мирного использования атомной энергии.)

В-шестых, администрация Обамы сохранила политику республиканцев в ключевых регионах. На Ближнем Востоке Вашингтон поддерживает суннитские монархии Персидского залива и склоняет Израиль к уступкам в палестинском вопросе. В Европе американцы пытаются восстановить утерянное после Ирака доверие Парижа и Берлина. В Южной Азии США развивают партнерство с Индией как ключевым компонентом стратегии «сдерживания» Китая. В Латинской Америке демократы пытаются маргинализировать левые режимы стран «Боливарианской альтернативы». На Дальнем Востоке Вашингтон, используя периодические обострения напряженности вокруг ядерной программы КНДР, подчеркивает надежность военно-политических гарантий своим союзникам. Да и в Восточной Европе американцы не утратили интерес к странам СНГ и не отказались от намерений провести в будущем новый тур расширения НАТО.

Такой консерватизм демократов не случаен. Накануне прихода к власти Обамы близкие к демократам аналитики разработали концепцию «умной силы» (smart power).

Она, по сути, представляла собой попытку вернуться к кооперационной стратегии 1990-х годов. Повязывать потенциальных оппонентов, включая Россию и Китай, комплексом стабилизирующих соглашений. Восстанавливать трансатлантические связи со странами ЕС. Шире использовать спецслужбы и умеренные ближневосточные режимы для борьбы с транснациональным терроризмом. Применять силу только в исключительных случаях и только в тесном взаимодействии с американскими союзниками – как это, собственно, и было в ходе балканских войн 1990-х годов. «Назад, к Клинтону» – так можно определить суть концепции «умной силы», которая ныне стала чем-то вроде официальной идеологии внешней политики США.

Но поворот к кооперационной стратегии был произведен второй администрацией Буша. После поражения на выборах в Конгресс 2006 года Белый дом заявил о необходимости усилить взаимодействие с союзниками по НАТО и сместил акцент с «односторонних действий» на совместное противостояние «общим вызовам». Причем администрация Буша пыталась представить и «путинскую Россию» в качестве общей угрозы Атлантическому сообществу. Риторика оставалась наступательной, а реальные действия – более компромиссными. Администрация Обамы просто доводит этот курс до логического завершения.

Такие действия Вашингтона порождают, однако, серьезную психологическую проблему. Президент США говорит о переходе к новой политике. Но внешнеполитическая стратегия Вашингтона осуществляется в соответствии с программными положениями предшественников. Не только в Тегеране и Пхеньяне, но даже в Пекине, Москве и Париже не до конца понимают, что такое «доктрина Обамы»: что-то принципиально новое или просто смягченная риторикой дипломатия республиканцев. Отсюда – естественное желание «прощупать» американцев: искусственно создать ситуации, позволяющие понять прочность нынешних позиций США и их готовность идти на компромисс. Возможно, именно здесь кроется главный вызов для американской внешней политики на ближайшие два-три года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
319
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
333
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
221
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
142

Другие новости