0
1260
Газета Культура Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Шаляпин и пустота

Тэги: фотография, выставка


Великая княжна Александра Павловна.

РЕАЛИЗМ придумали фотографы. Иван Крамской (1837-1887) начинал как ретушер в "Дагеротипном заведении художника Деньера". В 1863 году выпускники подняли бунт против Академии: они хотели писать картины на современные темы вместо рутинных "исторических". Мотором этой революции был Крамской, а бунтари позже прославились под именем "передвижников". Крамской первым из крупных живописцев России использовал фотографии как эскизы: так, по заказу Павла Третьякова он писал портрет (1871) Тараса Шевченко по снимку Андрея Деньера. Крамской поставил на поток подобное производство: это упрощало и убыстряло работу. И первым среди русских он стал подражать фототени при моделировке объема. Но радикальная позиция не помешала ему успешно стать "академиком портретной живописи" в 1869 году.

Михаил Тулинов был пионером этнографической съемки в России. С большеформатной дорожной камерой, приспособленной под негативные пластинки, он объехал родную провинцию, чтобы сделать сотни работ, часть из которых вошла затем в альбом "Типы и костюмы Воронежской губернии" (1850-е). Там он впервые в России применил фотомонтаж. Иван Крамской и Михаил Тулинов родились в Острогожске и были добрыми друзьями. В конце прошлого века потерялись следы портрета Тулинова, маслом писанного Крамским. Но к юбилею Крамского портрет всплыл из небытия - на другом континенте. Джон Рот, внучатый племянник Тулинова, завещал работу Третьяковской галерее. Найти раннюю живопись Крамского - удача, редкая удача, потому что этот портрет - один из тех трех, за которые он получил звание академика. Редчайший случай, так как это программное произведение: связь "живописного" с "фотографическим" у Крамского всегда отчетлива - в стиле письма, но здесь сам выбор персонажа - фотографа - подчеркивает эту связь. Живописные портреты фотографов - то, чем Крамской отплатил за уроки своей молодости. Он яснее других передвижников осознавал происхождение русского реализма.

Александр Архипенко (1887-1964) изобрел дырку. Так появилась авангардная скульптура. Архипенко - украинский художник, который сформировался как скульптор "парижской школы", а большую часть жизни прожил в Америке. Десятые (парижские) годы для него - творческий взрыв. "Женщина, расчесывающая волосы" (1915) - небольшая кубистическая статуэтка мастера, которая показывает, что расчлененная форма может быть изящной. Это первая работа Архипенко в Третьяковке, она принадлежит галерее с 1993 года и теперь доступна для посетителей выставки в Инженерном корпусе. В голове "Женщины" зияет дыра: сын инженера, Архипенко открыл динамическую пустоту в современной скульптуре (вслед за Эйнштейном, сделавшим подобное в физике). Поле вокруг вещества так же содержательно, как само вещество: одно взаимодействует с другим, бронза и воздух образуют нерасторжимое единство; в скважине - концентрация образа, созданного Архипенко: деформации женского тела стянуты к пробоине ее головы, так что буквально видно, как фрейдистские мотивы и теория относительности создавали новое в искусстве. Малоформатная работа Архипенко вносит свежую струю в коллекцию Третьяковской галереи: до сих пор в ней немногочисленны работы тех мастеров ХХ века, чей взлет произошел уже за пределами бывшей Родины (так, сюрреалистическая картина Павла Челищева, русского, который прославился в Америке, недавно была выставлена на Крымском валу в новой экспозиции "ХХ век"). А ведь Архипенко в скульптуре сделал то же, что Пикассо в живописи.

Серж Шаршун (1888-1975) - эмигрант первой волны - практически неизвестен москвичам и забыт парижанами. "Орнаментальный импрессионизм # 8" (1930) - абстракция, написанная хаотически пересекающимися линиями. "Эдвард Григ. Концерт для фортепиано" (1970) - картина-схема: пейзаж, составленный из толстых линий, - самая поздняя из выставленных работ (хотя среди поступлений в Третьяковку много произведений наших современников, они не вошли в экспозицию; часть их будет показана на Крымском валу в новой экспозиции, которая должна открыться в мае 2000 г.). Шаршун не был и никогда не считался гением, а имя его всплывает из небытия лишь благодаря тому, что он в Париже двадцатых пошумел в паре громких акций дадаистов. Тем ценнее живописные работы, завещанные им Третьяковской галерее: они расширяют представление о русском участии в международном авангарде.

Павел Трубецкой (1866-1938) был скульптором и дворянином. Ваятель из рода Гедиминовичей: это сочетание его соотечественникам поначалу казалось нонсенсом. И потому князь больше любил жить за границей и называть себя Паоло Трубецкой. Федор Шаляпин был изображен им в набедренной повязке в 1908 году. Небольшая статуэтка поступила в Третьяковскую галерею из Советского фонда культуры в 1991 году как дар фирмы "Ситко". Великий исполнитель "Дубинушки" в образе первобытного охотника выглядит смешно: не Геркулес, совсем не Геркулес - диспропорциональность фигуры певца передана Трубецким в его обычной манере "лепки" бронзой - оплывшее тело гения русской сцены грузно стекает вниз. Шаляпин стоит в оперной позе - голова гордо вздернута, а "грозная дубина" опущена долу. Но, раздев певца, Трубецкой противопоставил классической постановке реальное тело. Тонкая шея и жирные ляжки Шаляпина дезавуируют его сценический образ героя.

Солдаты нашли мраморную барышню на чердаке дома по улице Ухтомского и в 1975 году сдали в Третьяковскую галерею. Имя автора неизвестно, заказчик не установлен, кто изображен - не ясно. Понятно время - вторая половина XVIII века, и суть - бюст дамочки с розочкой в прическе (возможно, что это аллегория). Автор скорее всего иностранец, как и абсолютное большинство его современников-скульпторов, обслуживавших российское дворянство. "Женщина" Александра Архипенко замыкает выставку - ее авангардная форма целиком принадлежит ХХ веку. Самая ранняя из скульптур - бюст во французском духе.

Открывает выставку "Девочка с птичкой". Этот портрет малютки в красном платьице с кружавчиками приписывают Ивану Вишнякову (1699-1761). Работы его немногочисленны и не слишком профессиональны. Но Вишнякова почитают одним из первых светских художников в России. Парные портреты четы Пономаревых были исполнены художником Лошкиным (Ложкиным) в 1852 году и подарены галерее В.М. и В.Н. Ложкиными в 1985 году. Провинциальные попик с попадьей - скорее герои для краеведческого собрания, чем для художественного. Но наивность художественного выражения связывает эти работы - Вишнякова с Лошкиным. От великих вроде Архипенко - к малоизвестным, как Шаршун, от дедушки русской портретной живописи Вишнякова - к его неведомым "внукам" - такой принцип собирательства характерен для крупного музея. Внутренние резервы России не исчерпаны до конца, есть еще чем пополнить третьяковскую коллекцию. Но самые интересные из работ, поступивших в нее за последние годы, пришли из-за рубежа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2279
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5080
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2797
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3225

Другие новости