0
1273
Газета Культура Интернет-версия

20.07.2000 00:00:00

Москва Гловацкого

Тэги: театр, драматург, гловацкий


театр, драматург, гловацкий Вера (Катаржина Херман), Таня (Эдита Олзовка), Катя (Анна Москаль).

В ЕВРОПЕ - в ее восточной, бывшей социалистической, "половине" - новое повальное увлечение: комедия Януша Гловацкого "Четвертая сестра". Если на какой-нибудь далекой от столбовых дорог европейского театра Украине ее еще не поставили, то уж во всяком случае перевели. Что уж говорить о Польше, где пьеса Гловацкого, конечно, поставлена и пользуется успехом. В варшавском Театре Повжечни имени Зигмунта Хюбнера - тем большим, что в спектакле Владислава Ковальского трех сестер Гловацкого играют актрисы, занятые в главных ролях в "Трех сестрах" Антона Павловича Чехова.

В Москве Гловацкого знают по его пьесам "Антигона в Нью-Йорке" и "Подонки". Как и в "Антигоне в Нью-Йорке", в "Четвертой сестре" Гловацкий вновь "работает" на обочине или, если угодно, в некотором отдалении (однако - в пределах видимости) от великого сюжета. Но если в "Антигоне..." еще можно говорить о почти буквальном повторении ситуации, то в "Четвертой сестре" связь с "первоисточником" истончается и даже прерывается. Искать прототипы в чеховской пьесе - бессмысленно, Гловацкий начинает "с нуля". Разве что, как и чеховские сестры, эти, нынешние, никому не нужны.

Еще одно лестное (и явно искомое) для Гловацкого сравнение - с Горьким, у которого, как известно, среди других есть пьеса "На дне". Одна такая. У Гловацкого, кажется, все пьесы можно было бы поместить под таким заголовком, поскольку среди известных его героев сплошь - подонки, бомжи, отбросы общества. Разным может быть жанр, в котором несчастным и часто малопривлекательным персонажам приказано выжить (а кому-то и умереть), - социальная драма, социальная трагедия. Или, как в "Четвертой сестре", социальный фарс.

* * *

"Простое" добавление сестры совершенно меняет жанр. "Четвертая сестра" - чисто американская, точнее, голливудская история, где отсутствие пауз и стремительная смена "декораций", то есть бесконечные повороты колеса фортуны, мешают обдумыванию мелочей. (В описании Нью-Йорка драматург был более точен. Может быть, потому, что сам живет в этом городе. В Москву Гловацкий приезжал на премьеру "Антигоны..." и, вероятно, за недостатком реальных впечатлений дорисовывал картины русской жизни по чужим телевизионным "заметкам", вылавливая привлекательные детали из сумбура криминальных и политических новостей.) Жанр - экшн - несется вперед со скоростью, которую легко развить на американском автобане, но которую не позволит себе даже самый смелый гонщик на "Жигулях" на российской проселочной дороге. Прежде я полагал и даже имел случай удостовериться в том, что знание русского обеспечивает некоторое понимание польского языка. На "Четвертой сестре" я не разбирал ни смысла, ни самих слов, за исключением редких упоминаний Достоевского да русских имен героев. Потом выяснилось, что даже среди поляков были недовольные актерской скороговоркой. То, что я недопонял, мне рассказал потом украинский драматург Александр Ирванец.

* * *

Спектакль начинается с "середины". Оскаровская церемония в Голливуде, номинация "Лучший документальный фильм". Показывают несколько фрагментов. Затем объявляют: в номинации лучший документальный фильм премия вручается Джону Фримэну за фильм "Дети Москвы", исполнительница главной роли - Соня Онищенко. Джон выходит на сцену вместе с нескладной Соней. Свет гаснет. Когда сцена освещается снова, на ней - убогая обстановка: кровать, за ней - электрическая плита, платяной шкаф с вечно открытыми дверцами... На кровати сидят генерал и бабушка, в руках у генерала - бутылка водки, у обоих - стаканы. Пьют, не закусывая. Генерал, отец трех сестер, сейчас на пенсии - его отправили в отставку после того, как уехал в Америку его брат. Кроме трех дочерей, в его доме живет еще Коля, сирота, подобранный им на улице. Теперь он подает тапочки, трет полы и раскладывает по местам вещи. Генерал, который по-прежнему носит военный китель, только что вычитал в "Комсомольской правде", какие деньги зарабатывает Михаил Барышников, и мечтает, как его младшая дочка, которая учится танцам, будет получать такие же миллионные гонорары: "Из нее была бы прима-балерина, вторая Плисецкая". Пока, правда, он не заплатил за ее уроки, и ее выгоняют из школы.

Бабушка, которая живет этажом выше, говорит: "После каждой полбутылки надо к окну подойти, подышать, но без сигареты: здоровье надо беречь". На кровати, под простыней, - мертвая жена генерала. За вынос тела с первого этажа запросили 600 долларов, и генерал с бабушкой решают справиться своими силами: "Страшно услуги подорожали!" Уносят Наталью Петровну. Потом возвращаются, снова выпивают и запивают водку компотом.

В следующей сцене старшая сестра Вера, которая работает в Госдуме, приносит с работы новые туфли. Сестры любуются ими: "Натовские┘" Примеряют, но ни одной из них они не подходят (привет от "Золушки"!). Даже на шерстяной носок. Ни Вере, любовнице политика-националиста, ни Кате, которая работает в цирке и ворует у тигра мясо, ни школьнице Тане, обреченной не стать второй Плисецкой. Из-под паркетины Катя достает поллитровку, разливает, сестры пьют и, обнявшись, поют, хором "Выхожу я на дорогу┘"

Затемнение. Свет. Сцена в сквере или в парке. Свидание Веры с высокопоставленным политиком Юрием. На бегу - садятся на скамейку, он быстро расстегивает штаны и направляет ее голову в нужную сторону. Бдительный милиционер выскакивает из-за кустов: "Вы тут чем занимаетесь? Документы!" Политик вскакивает, милиционер отступает: "Ой, простите, Юрий Алексеевич! Не признал". Но лирического продолжения не получается. Мобильный телефон возвращает политика к судьбам родины.

Снова - квартира. В комнату вбегает "бабушка", бежит к окну, распахивает его, смотрит вверх, потом - вниз. Плачет. Оказывается, ее сына Костю за какие-то долги выбросили из окна. Она думала успеть его подхватить. Но Костя упал на газон и спасся. Жизнь учит быть жестоким: "Тебя выбрасывают, это называется инвестициями, а потом будешь выбрасывать ты". Через сцену на своей тачке проезжает инвалид с аккордеоном.

Когда-то Костя окончил МГУ имени Ломоносова, но теперь пускает на папиросы то, что осталось от недописанной диссертации о "Гамлете". "Бабушка", однако, его оправдывает: "Костя не бандит, он - бизнесмен". В его комнате, похожей на склад, коробки из-под телевизоров и видеомагнитофонов соседствуют с "горкой" автомобильных покрышек. Костя нюхает наркотики и дает Тане. Та пробует, ей не нравится. В ту же минуту в квартиру входят двое - молодой человек в кожаном пальто, из-под которого выглядывает дуло Калашникова, и народный артист Иван Павлович Петров из ГАБТа. По заданию мафии он выполняет спецпоручения. Когда его узнают, он дежурным жестом вынимает из внутреннего кармана фотокарточку, надписывает и дарит. После того, как они уходят, Костя принимается звонить по друзьям в поисках денег. Некий Абдулла предлагает ему организовать маленькое танковое сражение, в ходе которого "затеряется" 20 танков: будет подбито 40, а надо будет сказать, что - 60┘

Резкий поворот сюжета: Катя влюбляется в американского режиссера-документалиста Джона Фримэна, который приехал в Россию, чтобы снять фильм "Дети Москвы". Фримэн ищет проститутку на главную роль. И сестры обращают свои взоры к Николке. Надевают на него платье, находят те самые туфли - из начала пьесы, туфли ему оказываются впору. Коля становится "собирательной" проституткой Соней Онищенко, четвертой сестрой. Каждая из сестер вкладывает в ее уста частицу своей жизни. На кинопробах она рассказывает про то, как папа воровал мясо в зоопарке, про первого мужчину-политика. На вопрос: "Есть ли у тебя родные?" Соня отвечает: "Три сестры".

Генерал сокрушается: "Черножопцы бомбы подкладывают". Бабушка реагирует на это философски: "Может, это кара? Царя убили, царевичей, может быть, в этом столетии дьявол поселился в Москве навсегда?!" По радио передают срочное сообщение: долгожданное перемирие прервано, в ходе танкового сражения потеряно 60 танков.

Дальше - как в калейдоскопе. Костя собирается жениться на Тане, она в свадебном платье открывает ему дверь, он обнимает ее, отходит, оставляя на платье кровавое пятно. И - падает замертво на ту самую кровать, где в начале пьесы лежала Наталья Петровна. В квартиру входят бандиты, Таня выхватывает у одного из них автомат, стреляет, но оказывается, что мафиози носят пуленепробиваемые жилеты. Генерал снова пьет, приговаривая, что водка опять подорожала. Но опечален он не только этим. Он прочел в газете, что в Москве объявился вампир, который убивает, насилует, а потом съедает левую ногу своей жертвы. За его поимку обещано 30 тысяч долларов. И генерал решает сдаться в милицию, хоть и сознает, что "все остальное он еще может, но вот ногу съесть - никак". Думает: "Мне-то что, а детям хоть деньги достанутся". Но таких умников в милицию пришло очень много.

Тут выясняется, что Костю убили по ошибке, и потому мафия берет организацию похорон на себя. И обещает поставить ему бронзовый памятник в натуральную величину и с мобильным телефоном в руке.

Разговоры о том, что надо уезжать за границу, перебивают внезапные роды какой-то из сестер. За ними, безо всяких пауз и причин, - стрельба, в которой гибнут все, кроме бабушки. В жизнеутверждающем финале на фоне памятника она рекламирует пуленепробиваемые жилеты.

Бонн-Москва

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2240
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5008
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2755
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3172

Другие новости