0
967
Газета Культура Интернет-версия

25.09.2001 00:00:00

Малеру - моцартово

Тэги: спиваков, фестиваль, музыка


ВЛАДИМИР СПИВАКОВ занимает все больше места в отечественной музыкальной жизни. Сначала - солист-скрипач редкой одаренности, затем - создатель и руководитель камерного оркестра "Виртуозы Москвы", с 1999 г. - художественный руководитель и главный дирижер Российского национального оркестра (РНО). Ни одному российскому дирижеру не выпадает ныне на долю работа столь обширная и опасная. Опасная тем, что вся она на виду у широкой общественности, не считая еще и критиков.

Замечу, что в российской прессе ХIХ века было принято обязательно говорить об открытии и закрытии концертного сезона. От этого веяло той завидной серьезностью по отношению к культуре, без которой не было бы нашей великой музыкальной классики. Слава богу, такой "решпект" можно позволить и в нашей сегодняшней жизни.

Но сначала - об общей линии, которую ведет Спиваков в РНО. Ведь симфонический оркестр умеет так глубоко философствовать в музыке, что слушатель привык сидеть на концерте с челом сумрачным и напряженным. Спиваков стал разглаживать это чело, играя музыку, полную шарма и разных остроумных "штучек", не отделимых от его собственной ментальности. Но при этом он как музыкант стал все более "симфонизироваться", дирижируя все более капитальные вещи.

В таком ключе и состоялось открытие сезона. В программе стояли только два сочинения - концерт Моцарта # 24 и Первая симфония Малера. Тем не менее они выстроились в некую "сверхидею", всегда присутствующую у этого дирижера. От трагизма Малера к жизнеутверждению Моцарта - это уже было. А тут все наоборот! Дело в том, что 24-й фортепианный концерт Моцарта - произведение драматического минора, про который Георгий Чичерин (тот самый, что подписал Брестский мир) в своей книге о Моцарте говорил как о предощущении ХХ века. А Первая симфония Малера приходит в конце к редкому у этого трагика (уверовавшего в скепсис и заглянувшего в бездны потусторонности) чисто бетховенскому утверждающему мажору.

Важно сказать, кто солировал в концерте Моцарта. Это был Михаил Плетнев. Тот, кто в 1990 году основал РНО, отобрав лучших музыкантов, - изумительный пианист, дирижер и композитор. Казалось бы, между бывшим и нынешним "главным" в оркестре должен возникнуть, мягко говоря, диссонанс. А тут - полный, трогающий консонанс. В Моцарте, несмотря на драматизм, Плетнев непрерывно чаровал публику своим уникальным фортепианным звуком - изящно-легким и гибко-выразительным. И зал на две тысячи мест будто только этого и ждал: за известным артистом пришла его собственная публика, вызовам и аплодисментам не было конца. Хотя на самую первую, заглавную фразу солиста чей-то мобильник очень не вовремя пискнул...

А далее - интригующее сочетание Владимира Спивакова с Густавом Малером. Натуры совершенно разные. А по трудности симфонии Малера составляют высшую пробу для самых великих дирижеров, начиная с их создателя. И как раз Первая симфония под названием "Титан" (по роману Жан-Поля) при первом исполнении в 1889 году в Будапеште - под управлением самого автора! - провалилась. В дальнейшем музыка обвинялась в банальности и снижении высокого вкуса. Симфония инкрустирована многими бытовыми элементами - музыкой охотничьих рогов, вальсом, лендлером, песнями, маршем на народную мелодию "Братец Мартин". Вот этот иронически сниженный траурный марш и вызывал особо яростные протесты симфонических эстетов.

Но то, что для эстетов позапрошлого века было зло, для Спивакова - самое добро. Ведь он непревзойденный мастер со смаком и шармом исполнять все эти симпатичные вальсы, наивные лендлеры, звучные фанфары, прочувствованные песни. Также и двусмысленный, банально-издевательский похоронный марш - "звери хоронят охотника" - прозвучал у него со всеми смысловыми подробностями. Симфония Малера слушалась как самая что ни на есть понятная музыка! И этой "наглядности" способствовал еще один секрет. Спиваков проводил всю череду музыкальных картинок словно захватывающий роман, пока не увенчал весь концерт мощной кульминацией жизнеутверждения в ходе финала. Здесь проступила его собственная "симфонизация" - как руководителя стоглавого РНО.

И снова о слушателях. Когда-то в Москве была лучшая публика в мире, на сто процентов адекватно воспринимавшая Бетховена, Мусоргского, Малера, Шнитке. Потом она исчезла - ни одного знакомого лица не виделось в зале. А сейчас она снова есть, такая же чуткая и стопроцентная.

Такова большая симфоническая прелюдия к наступающему празднику музыки - фестивалю "Владимир Спиваков приглашает...".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1366
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
683
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3617
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2822

Другие новости