0
725
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2002 00:00:00

Сказка зеленого мыса

Тэги: эвора, концерт


Произошло это вовсе не потому, что пела она хуже, чем мы слышали в записи. Скорее потому, что пела она совершенно так же.

Эвора оказалась на редкость не концертной певицей. Она не улыбается, не пытается разговаривать с публикой, почти не двигается - словом, не проявляет никаких признаков заинтересованности в происходящем.

Возникало странное ощущение. Вроде бы - вот Она. Легендарная, неповторимая, гениальная дива с островов Зеленого Мыса. Та, которая собрала полный зал в знаменитой "Олимпии". Та, пообщаться с которой - мечта. Кажется, она расскажет всякие невероятные истории про любовь и моряков. Но почему-то казалось, что все происходящее на сцене к той, любимой уже давно Эворе, не имеет никакого отношения.

Связано было это неприятное чувство прежде всего с тем, что если 62-летней певице еще можно было простить полное отсутствие какой бы то ни было энергетики (к тому же ей мешали проблемы с микрофоном), то молодым горячим музыкантам - никак нет. Каждый куплет они играли одинаково, и даже появляющийся крайне редко драйв в следующем проигрыше оказывался вызубренной бессмыслицей.

Сезария Эвора незаменима на семейных торжествах - когда танцевать хотят и дети, и взрослые. Поставить в ее исполнении Besame mucho - беспроигрышный вариант. Ее хорошо слушать на даче в сумерки, в Москве на романтическом свидании с первой любовью, на работе - у всех будет хорошее настроение. Словом, ее хорошо слушать везде. Только не на концерте.

Первая песня вызвала восхищение - вот он, тот самый голос. Вторая - удивление, что две разные песни можно спеть так одинаково. Третья - откровенную скуку.

И в общении настоящая Эвора оказалась полной противоположностью той, другой. На пресс-конференции на вопрос: "Что вас радует в жизни, кроме пения?" - она без малейших сомнений ответила: "Деньги. И то, что я стала знаменитой".

Она разговаривает довольно злым голосом. Кажется, что она все время немного раздражена. Кажется, что, когда она на сцене, она получает удовольствие не от пения, а оттого, что ей все хлопают. Впрочем, она этого и не скрывает. Она похожа одновременно на Раневскую и на старушку-процентщицу. И еще на бабушку из глухой русской деревни, только гораздо более холодную.

За столько лет, кажется, можно было хотя бы научиться быть яркой. Быть звездой. Быть хотя бы такой же интересной, как ее голос. Но они существуют отдельно: голос, забыть который невозможно, и его обладательница - довольно мрачная и пожилая.

Все эти субъективные эмоции усугублялись тем, что предваряло концерт: непрофессиональным пиаром, путаницей и денежным вопросом. Самые дешевые билеты стоили 1500 рублей. Зал был полон два дня. При этом организатор концерта Наталья Беляева (как сообщили неофициальные источники, экс-жена главы администрации президента Александра Волошина) изо всех сил пыталась убедить журналистов, что концерт некоммерческий.

Но дело не в том, что коммерческий значит плохой. Элвис Пресли, Мадонна, Майкл Джексон - талантливейшие представители коммерческого жанра. Но коммерческий концерт Cезарии Эворы - вещь неправильная по определению. В 16 лет Эвора стала самой популярной певицей Кабо-Верде. Она пела (и пила) во всех барах и ресторанах. Она была доступной во всех отношениях. Ее голос должен быть доступным и сейчас.

Разочарование можно сгладить просто. Послушать диск. И можно будет заново мечтать о Кабо-Верде. Зеленом Мысе, где все поют, танцуют и пьют.

Сезария Эвора: "Я умею в этой жизни все"

- Сезария, можете ли вы вспомнить свой самый удачный и самый неудачный концерты?

- Для меня все концерты, в общем-то, одинаковые. Разница, конечно, есть, где-то публика ближе к сцене, и это помогает лучше почувствовать контакт со зрителями. Но вообще самые лучшие воспоминания у меня от концертов во Франции.

- Наверное, в каждой стране вас спрашивают, понравилась ли вам местная музыка и не хотите ли вы попробовать что-то сделать в этой манере.

- Я пробую. Записалась вместе с американкой Бонни Райт, Кайей из Польши, что-то делала с людьми из Греции. Правда, песни всегда приходится переводить на креольский, иначе у меня возникают проблемы с пением. Хотя на испанском и португальском я тоже петь могу. И в России музыка приятная, так что если кто озаботится переводом, то можно попробовать. Но для других артистов пение со мной - это всегда экзотика.

- Вы однажды бросили музыку, а потом стали петь снова. Чем бы занимались сейчас, если бы не добились успеха?

- Да, я пела с 16 лет. А в 1974 году бросила. А потом начала снова. А что насчет занятий, то занималась бы чем-нибудь. Я почти все в жизни делать умею.

- А в Москве вам что понравилось?

- Очень у вас народ симпатичный, и достопримечательности в городе красивые. Вот номер в гостинице дали хороший, это тоже важно.

- Что из чужой музыки вам нравится?

- Для меня всегда важнее даже не музыка, а голос, которым человек поет. Так что - Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Фрэнк Синатра, Нат Кинг Коул.

- А что вы можете сказать про московский концерт?

- Все было хорошо. Хотя публика была довольно далеко от сцены, а еще были проблемы с микрофоном. Это плохо, когда есть проблемы с аппаратурой, потому что не получается обо всем забыть и петь от души.

- Вы говорили, что в Кабо-Верде поют практически все. Есть ли у вас какое-то объяснение собственному успеху на таком фоне?

- Ну это просто счастливая случайность. И до меня были люди, которые уезжали петь за границу. Но без такого уж успеха. Я и сейчас вижу много хороших певцов, просто им не так повезло.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2340
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5176
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2870
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3311

Другие новости