0
886
Газета Культура Печатная версия

15.04.2003

Оркестры перед лицом госзаказа

Тэги: оркестр, госзаказ, гастроли


Насколько богата талантами земля русская, настолько же бедна во всех смыслах музыкальная жизнь на российских просторах, особенно же в наших малых городах, где нет ни филармоний, ни театров. (Естественно, мы имеем в виду нормальную музыку - классическую то есть, а не потребительскую попсу под бутерброд, которая нынче несется из любой щели.) Обитатели Мурома и Кинешмы, Череповца, Ельца и других городов подобного ранга сегодня практически лишены звуков живого симфонического оркестра и могут услышать симфонии Чайковского и Бетховена, "Болеро" Равеля и "Полет валькирий", не говоря уже о целых операх, исключительно по радио и телевидению, при условии если в их городе ловятся радиостанция "Орфей" или канал "Культура". Послушать классику на компакт-дисках в таких городах тоже проблема - в палатках и магазинных отделах бывшего культторга выбор на классическую тему почти равен нулю.

Чуть богаче ситуация в областных центрах типа Владимира, Ярославля или Ульяновска (городах без консерваторий и оперных театров), где амбразуру музыкального просветительства тщедушным тельцем прикрывают нищие филармонии, в которых теплится хоть какой-то очаг концертной и гастрольной жизни. В одних городах это пламя ровное и стабильное, в других - чуть тлеющие угли. Перед президентскими выборами три элитных оркестра (БСО, ГАСО и темиркановский) получат наконец обещанный "новогодний" президентский грант, но ведь это только самая верхушка айсберга. Копнуть чуть глубже - и увидим, что финансовая поддержка государством музыки и музыкальных учреждений в провинции по-прежнему остается копеечной и осуществляется по остаточному принципу, "лишь бы не сдохли". Всякие локальные гранты и конкурсы типа "Окна в Россию" - не более чем профилактическая припарка. Рассчитывать на капитальную спонсорскую помощь тоже не приходится - потенциальным инвесторам и меценатам наше "правовое" государство уже давно и надолго отбило "дающие руки", а вместе с ними и всякую охоту помогать культуре (какому нормальному человеку нужны лишние налоговые передряги?).

Региональным талантам, хоть малость возвысившимся над местным уровнем, свойственно расти дальше и централизоваться в направлении столиц. Оставшиеся кадры инструменталистов и вокалистов содержатся в черном теле - средства целенаправленно экономятся на знаменитых гастролеров из столицы (часто спорного качества) - народ в провинции ходит на имя. Будь ты молодым гением семи пядей во лбу, но еще не засветившимся на Конкурсе Чайковского или попросту нераскрученным, зал на твоем концерте будет заполнен на треть, потому что тебя не знают, а вот звучное имя вроде Николая Петрова, которого, кстати, охотно приглашают все областные филармонии, несмотря на кусающиеся цены, соберет аншлаг.

Во многих областных городах есть симфонические оркестры с достаточно славными традициями. Многие из них с приходом новых времен быстро переменили свой статус и стали называться губернаторскими. А это уже и другое положение в областном рейтинге культурных ценностей и совсем другие деньги. И если концертные отделы многих филармоний по-прежнему в отчаянии рвут на голове волосы, вымучивая афишу на следующий месяц, и скребут по пустым сусекам в надежде найти хоть копеечку для оплаты какого-нибудь средненького певца или скрипача из Москвы, то губернаторские оркестры в своем нынешнем автономном положении больше напоминают о буржуазном благополучии, часто дают концерты, на которые сбегается весь город, что бы ни играли и какие бы солисты ни приехали.

Но все равно тяга к большой культуре из Центра на местах остается, да и жить в гордой замкнутости одними собственными соками непродуктивно. Оптимальным выходом был бы круговорот музыки по России. И вот на последней встрече президента Путина со своим Советом по культуре и искусству впервые и вслух вновь прозвучал такой термин, как госзаказ. Путин довольно много говорил о том, что государство должно ответственнее относиться к художникам, но и художники должны почувствовать какую-то ответственность перед государством за вложенные в них деньги.

Наши большие государственные симфонические оркестры за последние 10 лет почти не выезжали в провинцию - волжские туры РНО (самого мощного негосударственного оркестра) в рамках сложившейся гастрольной морали, что выезжать пристало только за границу, смотрятся странным исключением из диких правил.

Действительно, центральные оркестры содержатся на деньги России, получают от государства не только маленькую зарплату, но и репетиционную базу, ноты, инструменты, концертные площадки, возможность записей, государственной рекламы, и в конце концов в названии многих содержатся слова с корнем "Россия". Почему такие Российские оркестры принимают все это как должное и играют только в Москве да Петербурге (и то зачастую с неохотой), предпочитая зарабатывать на Западе? Почему бы им не отправиться в благородное путешествие по России (подобно Рихтеру, за которым по всей Сибири на поезде ехал рояль) и не "отработать" свое перед родиной и народом, что для честных людей по-прежнему не пустые слова? Резонно. Но классику любили и сполна оплачивали только "коммунисты", шедшие в бой с Рахманиновым и умиравшие под Шопена - те времена далеко. "Где деньги?" - спросят директора оркестров - в условиях рынка продажа билетов не окупит столь убыточной поездки. Тут-то и должен в филармонической жизни сработать принцип государственного заказа.

Схема, судя по всему, должна быть следующей: государство выделяет на гастроли половину суммы общего бюджета, а вторую половину "добирает" сам оркестр, что вполне реально и зависит от оборотистости оркестрового менеджмента. Президентское слово только прозвучало, а уже Дирекция концертных программ Министерства культуры в поте лица разрабатывает стратегию и тактику этого заказа и уже осуществила первую крупную акцию по плановому симфоническому обслуживанию регионов - оркестр Юрия Башмета "Новая Россия" (который еще называют оркестром Минкульта) совершил под управлением скрипача и дирижера Евгения Бушкова первую вылазку в российскую провинцию, дав в каждом из пяти городов маршрута (Твери, Ярославле, Иваново, Владимире, Нижнем Новгороде) по два концерта: детский и вечерний взрослый. И это здорово. Но куда здоровее было бы, если б на такую поездку со своим коллективом сподвиг себя, войдя в компромисс с неумолимым графиком, сам шеф оркестра - у Москвы на такие величины, как Юрий Абрамович, выработался уже стойкий иммунитет, а в провинции его встретили бы, как живого бога, и искупали бы в такой народной любви, какая Западу и не снилась. Но это гамлетовский вопрос для любого художника-небожителя.

На сегодняшний день в минкультовском гастрольном кондуите значатся пять оркестров-гастролеров: четыре государственных (ГАСО России, "Новая Россия", Капелла России под управлением Валерия Полянского, народный оркестр имени Осипова) и один частный - камерный оркестр Михаила Уткина и Олега Березкина "Эрмитаж". Кто следующий и от кого это зависит? От генерального продюсера Дирекции концертных программ культурного министерства, то есть все от того же господина Березкина? Или от чего-то еще?

Часто от руководителей оркестров слышишь отговорку, что, мол, в провинции выступать негде. На самом деле это далеко не так. Большие и приспособленные залы есть в Екатеринбурге, Самаре, Волгограде и других городах, фантастический зал в Казани, реконструкция зала в Тюмени превратит его в завидное место для симфонических концертов и так далее. В летнее время возможно проводить гастроли оркестров на импровизированных фестивальных площадках (даже под открытым небом), как это делается по всей Европе. Было бы желание - и госзаказ. Но если и тут не найдется хотя бы упомянутой "половины денег", музыка не зазвучит и круг госзаказа замкнется.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Росатом ужесточает требования к поставщикам

Росатом ужесточает требования к поставщикам

Владимир Полканов

В госкорпорации поделились секретами эффективности системы закупок

0
1396
В Московском международном Доме музыки 8 апреля выступит Венский Моцарт-оркестр

В Московском международном Доме музыки 8 апреля выступит Венский Моцарт-оркестр

0
550
В Московском международном доме музыки 8 апреля выступит венский Моцарт-оркестр

В Московском международном доме музыки 8 апреля выступит венский Моцарт-оркестр

0
544
 В Москве завершит большое европейское турне оркестр под управлением Теодора Курентзиса

В Москве завершит большое европейское турне оркестр под управлением Теодора Курентзиса

Марина Гайкович

0
912

Другие новости

24smi.org
Рамблер/новости