0
1017
Газета Культура Интернет-версия

20.10.2004 00:00:00

Мухи, лягушки, автомобили...

Павел Голубев

Об авторе: Павел Голубев - арткритик.

Тэги: гутов, бохоров, выставка


гутов, бохоров, выставка В своем творчестве Дмитрий Гутов особенно любит мух, лягушек и машины.
Фото предоставлено галереей «Fine Art»

Были бы Дмитрий Гутов и Константин Бохоров последовательными марксистами 30–40 лет назад – большой вопрос. История искусства знает все же сравнительно немного contemporary-художников, активно поддерживавших существующий режим, при котором им довелось жить. Протест, как известно, подчас значит очень много для творческого человека, особенно если этот человек не кто-нибудь, а представитель актуального искусства. Однако есть ли смысл в протесте, когда «твоя» идеология является официальной? Художник-марксист в СССР – верх конформизма (не станем принимать во внимание первые годы советской власти), зато сегодня, наоборот, – в самый раз. В современной России ультралевая мысль, в общем, пока не прижилась, зато марксизм, преимущественно ревизованный, пусть и не цветет буйным цветом, но еще относительно боек.

«Реанимировать» самого Маркса не имеет особого смысла – он давно занял видное место в постклассической философии. Эстетические взгляды Ленина сомнительны. Вроде бы заслуживающих внимания крупных фигур больше нет. Но можно копнуть немного вглубь: Бохоров и Гутов вместе создали «Институт Михаила Лифшица», активно пропагандирующий взгляды последнего. Лифшиц – персона крайне неоднозначная: например, именно он настоял на публикации в «Новом мире» солженицынского «Одного дня Ивана Денисовича». Правда, с другой стороны, от него же крепко досталось всему западному современному искусству: куда там хлипким мелкобуржуазным интеллектуалам, когда в бой вступает настоящая марксистская критика!

Говоря о «Разговоре о неясных путях кисти», Гутов и Бохоров утверждали, что дух Лифшица неким образом присутствует в представленных на выставке картинах, хотя его фигура не возникает на полотнах, да и вообще в проекте не видна. Плюс живопись все-таки далека от проповедовавшегося Лифшицем идеала. Идея организовать совместную выставку исходила от самих художников – они давно знакомы друг с другом и мыслят примерно в одном русле, что не подразумевает абсолютно идентичной манеры письма и впечатления «одинаковости» работ. Вероятно, в названии выставки «разговор» – это указание на ведущийся между художниками диалог, тогда как «неясные пути кисти» – ссылка на его отправную точку и, возможно, даже результат. Бохоров и Гутов представили разный материал, однако экспозиция в «Fine Art» – отнюдь не две выставки в одной галерее: пусть, образно выражаясь, выстрелы первого – настоящая автоматная очередь, а в активе второго – скорее серия в какой-то степени разрозненных, но не менее точных, залпов.

Константин Бохоров пишет чужие перформансы. Это не просто своеобразная постдокументация, переведенная на холст, а скорее явное или неявное проникновение самого художника в их пространство и его, пространства, последующие изменения. Перформансы подобраны острые, в них чувствуется надрыв. Например, американец Джим Дайн, облаченный в красный балахон, с руками и лицом, выкрашенными в красный цвет, пил из банки красную краску, пока писал на большом холсте рядом «Я люблю то, что я есть», потом, вылив остатки себе на голову, он, прорвав холст, прошел сквозь него и скрылся в темноте. Драматичность перформансов накладывается на восприятие самого художника, отчего создается ощущение определенной «травматичности». По словам Гутова, Бохоров «аффектирует травму от опыта взаимодействия с искусством «подавления сознательности сознания», которым является модернизм».

Сам Дмитрий Гутов уделяет особое внимание мухам, лягушкам и спортивным автомобилям, исходя из чего можно предположить, что картины писались летом – яркие цвета (следует отметить, характерные для этого художника) только подтверждают догадку. Кроме того, Гутов продолжает очень интересную серию полотен – симуляций обложек книг в режиме «холст/масло». На сей раз ему попались под руку Шеллинг и Спиноза. И именно кисти Гутова принадлежит «Бетховен» – наверное, самая удачная работа всего «Разговора┘».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1365
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3568
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2019
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2301

Другие новости