0
609
Газета Культура Интернет-версия

25.08.2006 00:00:00

В столице грядет театральная стройка века

Тэги: театр, москва, стройка


На этой неделе столичное правительство приняло постановление «О схеме развития и размещения объектов культуры на территории Москвы до 2020 года».

Это означает, что скоро в Москве появится около 20 новых театров – будут построены театры для Стаса Намина, Александра Градского, два фольклорных – Надежды Бабкиной и Людмилы Рюминой, два театрально-цирковых – центр Славы Полунина и цирковой замок чудес Игоря Кио, театр мюзикла Алексея Рыбникова, оперный театр и оперная школа Елены Образцовой и несколько экзотических – театр моды Валентина Юдашкина, театр обезьян под руководством заслуженного артиста России дрессировщика Виктора Крачинова и подводный театр Александра Куранова (о его возможностях, говорят, можно судить по российскому фильму «Врата ада»). Разумеется, схема включает и развитие, расширение и обустройство уже имеющихся театров: новые здания построят наконец для Театра под руководством Олега Табакова, для «Геликон-оперы», театра «Сатирикон», вторую очередь нового здания на Тургеневской площади получит Александр Калягин.

Кстати сказать: вчера новый сезон открыл театр «Мастерская Петра Фоменко». Днем была устроена экскурсия на стройплощадку: в двух шагах от нынешнего здания на набережной Тараса Шевченко, вовсю идет стройка. Если ничто не помешает (поначалу немного мешали местные жители), строительство завершится к началу следующего года и новый сезон можно будет начинать в новом доме.

В смысле строительства «Мастерская Петра Фоменко» – театр в определенном смысле уникальный. Один из самых преуспевающих в творческом отношении, один из самых известных российских театров в Европе, да и во всем мире, он, пожалуй, и дольше других дожидался своей очереди на новое здание. Другие за тот же 10-летний период успели уже сменить адрес (как, например, пользующийся особым столичным доверием Театр Луны) и значительно улучшить жилищные условия. «Мастерская Петра Фоменко» к тому же – редкий по нынешним временам пример настоящего репертуарного театра, о необходимости сохранения которого так много говорится сегодня театральными профессионалами.

Нынешняя, принятая в целом «схема развития и размещения» напомнила вдруг про риторический вопрос, однажды заданный худруком «Ленкома» Марком Захаровым: нужно ли Москве 200 театров? В тот момент, к слову, театров было ощутимо меньше (в смысле – театров государственных, со своим помещением). И ситуация тогда, 10 лет назад, в театре была не такой чрезвычайной: финансирование было скромным, но необходимость господдержки никем не ставилась под сомнение. Нынешние представители среднего поколения режиссеров были еще зеленым молодняком, а те, кого ныне зовут патриархами, находились в поре зрелости.

Любопытно, что масштабная программа театральных строек принимается, когда совсем непонятно, что делать с театрами уже построенными. Построенными – во всех отношениях – давно и казавшимися вечными, незыблемыми столпами всего хорошего на русской сцене. Из таковых благополучным можно назвать один только Малый, который на следующей неделе грозит развернуть пышные торжества по случаю своего – и всего русского государственного театра – 250-летия. Принципиально не имеющий главного режиссера, Малый театр этим и не тяготится. Другие без главного – идеолога, художника (или – в новых условиях, без продюсера, как МХТ) – наверное, скоро сгинут, не смогут жить.

К слову, 250-летие начнут праздновать в Петербурге, в Александринском театре, последние несколько лет руководимом Валерием Фокиным, которого неделю назад в московских театральных кругах уже «назначили» худруком Театра имени Вахтангова. А куда же девать Александринку? Катастрофически не хватает на всех режиссеров – будто пряников из известной песенки Окуджавы.

В самом деле, процессы, происходящие сегодня в российском театре, напоминают тяжелый недуг: репертуарные театры активно избавляются от всех известных примет репертуарности (актеры активно работают «на стороне», кресла прежних главных режиссеров занимают актеры «с репутацией» и т.д.), а антрепризы, наоборот, все больше напоминают репертуарные театры, закрепляют свои «бродячие» труппы.

В этой бы ситуации разобраться с уже имеющимся богатством. Вот где проблема, которую строительством новых театров, даже дворцов чудес, конечно, не разрешить. Понятно, что строить приятнее, к тому же экстенсивный путь развития для такой страны, как Россия, всегда был более традиционным. Эта-то традиция, конечно, сильнее, чем традиции, скажем, репертуарного театра.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
906
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3173
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4373
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6306

Другие новости