0
700
Газета Культура Интернет-версия

20.03.2009 00:00:00

Воля и авось

Тэги: театр, антреприза


Нина Чусова поставила спектакль «Русские горки» в театральном агентстве «Арт-Партнер ХХI». Вызывает уважение сам факт обращения антрепризного театра к повести Лескова «Железная воля». Она просто идеальна для жанра черной комедии, причем с хорошей философской начинкой.

Привлекательность повести Лескова понятна – рассказ о чудаке, тем более написанный на документальной основе, – это заманчивая возможность поговорить о странностях человеческой природы. Но спектакль Нины Чусовой получился скорее об особенностях национального характера – русского и немецкого, о причудах национального менталитета, в основании первого – привычная бесшабашность, иногда похожая на широту души, в основании же западного – заточенность на успех, причем любой ценой. И то, и другое – две крайности, которые одинаково смешны, а порой и трагичны.

Каков сюжет! Чудак немец приезжает в чужую страну, не зная языка, голодает и замерзает, тренируя свою волю. Сталкивается с мошенничеством, но мужественно молчит, ведь он дал слово не предъявлять претензий. Он и держит слово, попадая в комические обстоятельства. Дал слово – хранить обет целомудрия вместе со своей невестой, пока не накопит 10 тысяч талеров, будет держать. Хотя и станет рогоносцем, всеобщим посмешищем. Ведь его Кларинька, как он ее завет на российский манер, совсем не обладает такой волей.

Вообще слово «воля», повторенное в спектакле множество раз, дает повод задуматься об этой философской категории. В русском языке воля – это и характер, и стойкость, и принципиальность, но в то же время и придурь, и неконтролируемое желание, то есть анархия.

Читая Лескова, думаешь о том, что Россия – идеальное место для иностранца, который задумал тренировать свою волю, выживать, пытаясь остаться самим собой. Гуго решил поставить эксперимент с собственной жизнью, чтобы доказать живучесть их семейной, а может быть, и шире – национальной доктрины: можно остаться верным самому себе в самых нечеловеческих условиях.

На премьере роль Гуго играл Даниил Спиваковский (постоянный партнер Чусовой Павел Деревянко наблюдал за коллегой из зала: он в другом составе). Роль удачно подходит его актерской природе – он как никто другой умеет быть смешным и одновременно трогательным, умеет сыграть ту степень человеческой нелепости, в которой столько правды! Умеет зацепить зал одной интонацией, паузой. Да что говорить, просто он актер с прекрасной техникой, с жаждой хорошей драматургии, которой не всегда хватает в его родном Театре им. Маяковского.

Но надо очень хорошо чувствовать природу его трагикомического дарования. В спектакле Нины Чусовой этого настоящего понимания жанра трагикомедии, по-моему, не хватило. Вообще жанр черной комедии у нас как-то не прижился. Тарантиновским юмором у нас мало кто владеет.

Спектакль назвали «Русские горки». Текст получил серьезные изменения в интерпретации Андрея Тупикова. Самая неприятная – это попытка сделать чудака Гуго непорядочным человеком. У Лескова он судится и воюет с нерадивым коммерсантом за право обладать выгодной для постройки фабрики территорией. У Чусовой он воюет со своим другом, с которым не только пуд соли съел, но выпил море русского сорокоградусного «чая». Концепция неполиткорректная. Плюс вся эта декоративная упаковка в стиля ля рус: кокошники, дымковские игрушки. Получается довольно скользкая идеологическая история. Скользкая в сторону эстрадных шуток Михаила Задорнова о том, что все иностранцы отмороженные, и мозги у них по-другому и по-дурацки устроены.

Инсценировщик делает еще один акцент – испытание героя богатством. Вот и дошел Гуго от безобидного упрямства до жестокости. Был посмешищем, а стал упырем. Эта часть истории сыграна очень убедительно. Образ преуспевающего буржуа Гуго со своей Кларинькой, которые купаются в роскоши, сделан смешно. Художник Анастасия Нефедова подарила Гуго совсем дамский розовый приталенный шлафрок, весь усеянный розочками. И актер с удовольствием лепит образ так называемого метросексуала – сибарита, гурмана, потерявшего не только человеческий облик, но и мужское начало. Это образ потерянный адекватности, в воплощении которого актер очень ярок.

Вообще удачных эпизодов в спектакле немало. Хорош Роман Мадянов. Обаятелен Владимир Симонов. Комична Анна Ардова, отточившая свой комический дар в комедийном телесериале на ТНТ. Хорош ленкомовский актер Иван Агапов, исполняющий сразу несколько ролей (Особенно хорош - в роли продавца лошадей. Это - типаж мошенника от природы, который верит: не обманешь – не продашь, но при этом готовый совершить невыгодную для себя сделку, если покупатель отнесется к нему с особым уважением, без гордыни. А за понты - накажет. Такова его воля).

И все бы хорошо, но финал┘ Он написан Лесковым трагическим: Гуго на поминках своего противника на спор со священником ест блины (каков психологический типаж – азартный священник). Гуго умирает, подавившись блином. Умирает из-за непомерной гордыни, которая, как известно, по христианским канонам смертный грех.

Спиваковский давно декларирует, что его излюбленная форма – эпизоды без слов, что он тоскует по «немому» кинематографу, по лаконичным текстам в театре. В сцене гибели своего героя он играет без слов, играет одной спиной. И делает это очень мастерски – на пару с Иваном Агаповым-священником.

Трагического финала не получилось. Может быть, потому что слишком много заявлено комических приемов? Как прозвучать экзистенциальному смыслу, когда столько клоунского грима, румянца во всю щеку, лубка!?.. Да и жанр в программке обозначен как «национальная забава». Но в таком случае можно было бы и вовсе финал со смертью героя не играть. Поставить многоточие. В театре проблема финалов, думается, в последнее время вообще стала острой. Имеющиеся можно легко удалить. Так ящерица при потере хвоста ничего не теряет.

К вопросу о режиссерской воле – ее слишком мало в этом спектакле. На удивление мало.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1803
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4381
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2398
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2735

Другие новости