1
969
Газета Культура Печатная версия

29.12.2010

Юбилей без возвращения

Тэги: театр, балет, юбилей


Алла Осипенко достопримечательность петербургского балета. Ее путь – точное отражение практически всех тенденций времени. У нее имидж балерины, которой не хватало современного репертуара, да и репертуара вообще. Артистки, потенциал которой был больше реализованного. Ученицы Вагановой, способной выйти за рамки канонов своей учительницы. Не получившей возможности развить международное признание. Этот набор почти шаблон для выдающихся балетных исполнителей в балете 1950-1960-х, и не только. При этом у Осипенко – уникальная парижская премия имени Анны Павловой. Немалый послужной список в Кировском театре, роли, созданные для нее, работа с современными хореографами. Феноменальный дуэт (такие в истории балетной сцены встречаются нечасто, и это необыкновенное везение). После академической сцены – еще десятилетие работы, не потерянное, а едва ли не равное по значимости, когда она могла танцевать то, что хотела. Снималась в фильмах – не только балетных.

Юбилеи бывают разные: способ напомнить о себе, собрать кассу, пригласить гастролеров, просто задать исполнителям репертуарного спектакля праздничный тонус. Соответственно форму принимает разную – от концертных «точечных ударов» на разных сценах до спектакля-посвящения в родном театре, от специально сочиненных постановок до сборников «с миру по нитке». Консерваторский театр отличается склонностью к арендным концертам. И здесь нередко находят пристанище для собственных проектов артисты театра напротив – Мариинского. Место и время проведения юбилея балерины – когда главные театры, с которыми Осипенко связана в прошлом и настоящем, на гастролях, в общем-то показательно для непростого характера примы. В балетной среде нередко конфликты личного уровня переносятся на весь театр, который со всеми, кто вполне дружествен персонажу, и со всей своей историей несет в подобном противостоянии «коллективную ответственность». Ну вот обиделся Барышников на Россию – и неважно, что ни той страны, ни тех людей уже нет. Конечно, не столь значительно, как запрещенный к исполнению в странах, воевавших с Германией, Вагнер, но тоже позиция. Балетная.

Поздравления Алле Евгеньевне были от городского комитета по культуре. Приветственные речи произнесли руководитель балета Театра консерватории Олег Виноградов, заявивший о начале нового балетного проекта – «Корифеи русской сцены», нынешний руководитель «Хореографических миниатюр» Юрий Петухов. На вечере не было официального поздравления от Михайловского театра, в труппе которого Алла Осипенко последнее время числится репетитором (Никита Долгушин, который там тоже репетитор, выступал от своего имени), никого из балета Тачкина, где она работала прежде, ни от Театра балета Эйфмана, в котором Осипенко провела значительную часть творческой жизни.

Программа представляла в первом разделе академическую часть, во втором – сборник из ролей юбилярши и посвящения. Самое скользкое место юбилейного концерта – даже не репертуар, а исполнительский состав. Состав мариинских артистов был столь неравномерен, что выглядел личной инициативой. Руководство «Хореографических миниатюр», похоже, воспринимал юбилей очередным рекламным ходом. Бывший партнер по труппе Эйфмана Валерий Михайловский представлял свою труппу.

«Вальпургиева ночь», хотя и «танцы в опере», но такие, что привлекали лучшие исполнительские силы. Этот мини-спектакль требует академизма и темперамента. Нынешняя главная пара в танцах по-школьному усердствовала, а старание и непринужденность сочетаются плохо. Внятно получилась только партия Пана. Второе отделение открыло дежурно доложенное белое адажио из «Лебединого озера». Современный репертуар Осипенко представляла хореография Якобсона. Труппа его имени показала то, что есть в наличии - «Минотавра и нимфу», дуэт из «Спартака» (у Фригии хитон был цветом впору Фее сирени) и специально разученное «Органное адажио» и впечатления не произвела ни в чем. Остальная часть шла «в миноре» (за исключением какой-то лихой пробежки со скрипками – но это не подарок консерваторского ректора). Валерий Михайловский страдал «Ангелом», Игорь Колб - под «Лакримозу». А потом Ульяна Лопаткина в фокинском «Лебеде» рассказала о том, что такое личность, не совпадающая с собственной судьбой.

На этот раз Алла Осипенко отмечала шестьдесят лет творческой деятельности. Три года назад - семидесятипятилетие – на сцене Александринского театра, который нередко предоставляет свою площадку балетным спектаклям. Встретятся ли через полтора года Алла Осипенко и ее театр – вопрос открытый. Хотя может, главное - не сцена, а цветы и верность зрителей.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Прыжок в свободу – и в вечность

Прыжок в свободу – и в вечность

Наталия Звенигородская

Мировая премьера балета "Нуреев" в Большом театре

0
735
Триумфальная премьера балета "Нуреев", очередные награды "Нелюбви"...

Триумфальная премьера балета "Нуреев", очередные награды "Нелюбви"...

Марина Гайкович

... и пахучая жидкость для фотографий Стёрджеса

1
1437
Греческие боги хотят на дискотеку

Греческие боги хотят на дискотеку

Екатерина Васенина

Фестиваль современного танца "На грани" с успехом завершился в Екатеринбурге

0
1203
Серебренников не увидит балет "Нуреев"

Серебренников не увидит балет "Нуреев"

Марина Гайкович

Большой театр лишил спекулянтов привычного навара перед премьерой

1
2300

Другие новости

Загрузка...
24smi.org