0
1373
Газета Культура Интернет-версия

26.09.2011 00:00:00

Черновики мироздания

Тэги: москва, выставки


москва, выставки Сьюзан Хиллер в своем проекте буквально переписывает миры.
Фото с официального сайта биеннале

В конце прошлой недели открылась главная выставка 4-й Московской биеннале современного искусства – «Переписывая миры». Несмотря на сокращение бюджета, она заняла даже две площадки. 65 художников и 16 групп из 33 стран распределены между новыми залами ARTPLAY и ЦУМ Art Foundation. Если акцент биеннале сделан на новых медиа, то спецпроекты предложили необычных медиумов – необычные экспозиционные форматы в неожиданных пространствах.

Большая выставка, как искусный жонглер, должна играть несколькими сюжетами-«шарами», не роняя. Когда дело касается биеннальной экспозиции, ее заглавная тема всякий раз претендует на тотальный upgrade мироздания, хотя бы художественного. Темой прошлой биеннале было: «Против исключения», новая тема: «Переписывая миры». В этой переписи умещается немало вопросов, тех самых жонглерских шаров, что надобно удерживать в воздухе. Прежде всего технический. Раз куратором выбран директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ Петер Вайбель, то и подобранные им работы явно неравнодушны к достижениям новых медиа. Много видео, компьютерной графики и интерактивных инсталляций вам гарантировано. От художника-диссидента Ай Вэйвэя, осмысляющего в видео пекинскую повседневность сквозь призму жизни автострад, до нашей группы Electroboutique с интерактивным «Большим говорящим крестом», на табло которого высвечивается расписание рейсов.

Во-вторых, перепись – одновременно смотр достижений contemporary art и пересмотр художественных координат и географических центров. Сегодня искусство Азии влияет на европейское и американское, до определенной степени «переписывает» их. Этот момент, кстати, обеспечивает некоторую преемственность нынешней биеннале по отношению к предыдущей, только там в художественную орбиту включалось еще и искусство африканское.

Переписывание вселенной, конечно, не может закрыть глаза на события, изменившие мир. Не обойтись без горестного «оммажа» 11 сентября – увы, в Москву приехал только принт картины Герхарда Рихтера «Сентябрь», где картинная плоскость с башнями-близнецами смазалась, изменилась до неузнаваемости – как и картина жизни после 2001-го. Не пройти мимо финансового кризиса – дуэт Клэр Фонтен делает карту кризисных стран-«аутсайдеров». «P.I.G.S.» – Португалия, Италия, Греция и Испания, карта из спичек, и ее сожгут. А Томас Фойерштейн заставил деревянную руку реагировать судорожными абстрактными рисунками на колебания биржевого курса.

Умных, интересных работ много: тут завораживающее видео Айзека Джулиана, там «Свидетель» Сьюзан Хиллер, которая подвесила в темной комнате сотни колонок – и разноязычный рой голосов жужжит, как оказывается, про встречи с НЛО. Однако от куратора ждешь, что он спровоцирует вещи на диалог, но то ли разговор не задался, то ли слов сейчас не разобрать. Внутренние переклички есть, а вот экспозиционно они не вполне очевидны. Параллели – как разрозненные черновики в кипе листов неоконченного опуса, которые еще предстоит найти и соединить. Чем больше выставка, тем четче ее следует структурировать – артикулировать мысли той самой переписи. Чтобы не растекаться мыслью по древу, чтобы вместо переписи не остались лишь черновики.

Медиа – суть информация. Избыточная информация рискует неосторожно смести своего потребителя, как тайфун, – что не очень предусмотрительно, особенно если считать, что современное искусство живет только в лучах зрительского внимания. В гигантскую выставку, рассредоточившуюся к тому же сразу по двум площадкам, немилосердно включать слишком много видео – оно скорее всего окажется обреченным на невнимание. Скажем, «Лунно-зеркальное путешествие» – фильм Ребекки Хорн о ее инсталляциях за 25 лет. Он длится час с небольшим и требует вдумчивой созерцательности, которую вряд ли сможет обеспечить биеннальная сутолока┘

Один из способов отвлечься от суеты главного проекта – всего-навсего вспомнить, что медиа – это также и медиум. В арсенале биеннале имеются разные примеры таких посредников, такой среды, соединяющей зрителя с искусством. Необычные проекты, открывшиеся на прошлой неделе, медиумами сделали парк, дом и квартиру.

«Нужное искусство» – проект «Гаража» в Парке Горького, девизом его стали слова Татлина про «не новое, но необходимое», можно было сделать его же расхожий лозунг «Искусство – в жизнь». Правда, искусство это в парке кажется как раз удручающе ненужным – его непросто отыскать, и ценность его, похоже, разделяют не все – уже через несколько дней после открытия демонтировали «Фонарь для альпинистов» Жанны Кадыровой – мешал класть асфальт. Да и сами объекты вроде незатейливого пластмассового бомжа под деревом от Ивана Бражкина или тряпичного узла от Алексея Костромы вряд ли кого-то удивят. Лучшее тут – «Фонтан» Ирины Кориной, водруженный без воды чудной предмет с крантиками и почтовым ящиком сверху. Да группа МишМаш, притащившая торс Венеры как замыленный образец в туалет и превратившая его в кусок мыла, который станет со временем обмылком, как скульптура – торсом.

Другой медиум – сквот, то есть Arthouse Squat Forum, на месяц занявший здание строящегося жилого комплекса аж 45 проектами – от Давида Тер-Оганьяна до Сергея Браткова. Наконец, двигаясь от общего к частному, третий проект открыт в квартире. «Хорошие перспективы» – квартирная выставка дома у Симона Мраза, атташе по культуре посольства Австрии и директора Австрийского культурного форума в Москве. У него дома – это в Доме на набережной, памятником которому давно живет тезка, созданный Трифоновым. Художники рефлексируют об истории и мифологии здания: на столе в гостиной – дом/корабль/руина Александра Бродского. В комнате – «Набросок» Андрея Кузькина из пленки, на которой прорисованы контуры обстановки, пленка – разом и патина времени, и документ, на котором время запечатлелось. Вот это переживание истории через частное пространство, общего через личное, да еще и в формате квартирной выставки, устроенной иностранцем (господин Мраз идеей доволен), – дорогого стоит. И туда можно приходить.

Под каким ракурсом ни смотри биеннале и написанные ею миры, сколько бы там ни было технических ухищрений и разных медиумов, в конечном счете она занимается одними вечными и «проклятыми» вопросами. Что такое искусство, что такое современность и где они пересекаются?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
448
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
555
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
470
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
387

Другие новости