Возле символа Ленинграда – сфинкса на Университетской набережной – встречаются выпускники театрального училища Игорь (Владимир Медведев) и Наташа (Марина Комиссарова).
Фото Егора Орехова/Geometria
В Чувашском театре оперы и балета «Волга Опера» проходит VI Международный фестиваль оперетты. В рамках программы театр представил премьеру нового спектакля – музыкальную комедию «Мы хотим танцевать» Андрея Петрова на либретто Владимира Константинова и Бориса Рацера.
Когда впервые видишь этого серого бетонного гиганта – здание театра «Волга Опера» с противоположного берега Чебоксарского залива, возникает то, что называют когнитивным диссонансом. Сознание отказывается верить, что это происходит здесь и сейчас, а не в далеком утопическом будущем. Больше всего сооружение напоминает что угодно, только не оперный театр, а, например, космическую станцию с другой планеты, гипнотизирующую своим видом: настолько не похожи ни на что его уносящиеся далеко ввысь футурологические формы. Народ дал этому исполину прозвище «база повстанцев», отсылающее к голливудской саге. Метафора театра как машины времени работает в случае с такой архитектурой отнюдь не как преувеличение, а просто-таки как приглашение к действию, потому что все сходится: заходишь внутрь и гарантированно попадаешь в другое измерение.
На премьере музыкальной комедии «Мы хотим танцевать» Андрея Петрова мысли о перелете во времени совсем не казались преувеличением. Совокупность всех слагаемых спектакля – от нарочито экзальтированно произносимых текстов (так сегодня не говорят) до старомодного шика костюмов (так сейчас не носят) и стилизованного мизансценирования (так сейчас не ставят) – направляла воображение в единственно возможное русло. Так ставили раньше – в прошлом веке. Сохранение текста либретто без поправок на изменившиеся языковые нормы тоже подпитывало впечатление театрального аутентизма.
«Мы хотим танцевать» увидела свет на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии в 1967 году, когда создатели определили ее жанр как оперетту, любимую советской интеллигенцией. Если учесть, что в Чебоксарах образца 2025 года имеется спрос на советский стиль, скажем, в формате ресторанов, в атмосферных пельменных, где в интерьерах время словно и впрямь остановилось, появление забытого опуса Петрова на сцене «Волга Оперы» можно было воспринять как закономерное прорастание этой мифотворческой тенденции. И в самом деле, развал СССР, лихие и бедные 90-е, а вслед за ними совсем уже стремительно несущиеся цифровые нулевые навалились так быстро, что пришла пора рефлексии, пора осознать, что же это было за время.
«Мы хотим танцевать» в постановке режиссера Андрея Цветкова-Толбина получилась иронично-обаятельным оммажем мечтаниям прошлого века, дав понять, как крепко связаны со своим временем музыкальная комедия и оперетта, хранящие в себе музыкальный код времени с его фольклором и жаргоном, сленгом, фигурами речи, отражающими реалии контекста, в частности брежневского застоя, пришедшего на смену хрущевской оттепели. Постановка этой музыкальной комедии в «Волга Опере» чуть задержалась с откликом на столичную моду на «Стиляг», «Оттепель» и им подобные ностальгические истории. «Мы хотим танцевать» (которую для удобства пользования хочется считать мюзиклом, хотя по большинству признаков это, конечно, музыкальная комедия) подарила не только встречу с эпохой больших романтических надежд страны на перемены, но и встречу с богатым композиторским миром Андрея Петрова.
Парадоксально, но этого названия давно нет в афише Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, хотя должно бы значиться в его золотом репертуарном фонде. Этот мир вольнолюбивых, затейливых, остроумных, ассоциативных, бесконечно нежных и трепетных мелодий, ритмов и гармоний, говорящих жанров прозвучал, несмотря на ретро-стиль, так ободряюще свежо, будто только вчера был дописан последний такт партитуры.
С требованием «мы хотим танцевать», согласно сюжету, выступили солистки Дальногорского театра, ультимативно заявив врио директора о своей жажде перемен – желании поставить мюзикл, утомившись танцевать бесконечную «Сильву». Так и труппа «Волга Оперы», потрудившись над созданием премьеры на протяжении трех месяцев, заявила о готовности рисковать, экспериментировать, ставить на своей сцене не только оперы и оперетты, но и – почему бы и нет – мюзиклы. Хотя знал ли невинный юноша Володя (Максим Карсаков) – «композитор, который любит не только музыку», к какому мюзикловому буму приведут в XXI веке его мечты написать «историю об одной девушке и ее друзьях, которые будут такими же молодыми, как мы, а может быть, еще моложе».
Наблюдательные острословы, авторы стихотворных пародий Владимир Константинов и Борис Рацер постарались сочинить персонажей для этой истории, взяв на вооружение проверенный метод говорящих фамилий, идущий от Островского и Гоголя. По коридорам Дальногорского театра вальяжно разгуливают и ушлый профком Сичкин, и засидевшаяся прима театра Матильда Волна-Задунайская (ставшая здесь Тронской), и импресарио Эмиль Самсоныч Барский (Владислав Леухин). Символ Ленинграда – сфинкс на Университетской набережной, где встречаются выпускники театрального училища Игорь (Владимир Медведев) и Наташа (Марина Комиссарова), – покровительствует спектаклю с самого начала.
Художник-постановщик Петр Окунев создал стильное, немногословное пространство, отражающее в зеркалах воды Невы облака бесконечно меняющихся рассветов и закатов петербургского неба. Хореограф-постановщик Надежда Добровольская в своем чебоксарском дебюте нашла грациозные, полетные танцевальные рифмы к музыке Петрова. Пульс эпохи, всего пару десятилетий оправившейся от войны, слышен здесь в персонажах железной леди – балетмейстера Нины Васильевны (Елена Соколова), встречающей архитектора Николая Николаевича (Константин Москалёв), с которым познакомилась в бомбоубежище в блокадную зиму, и запевающей щемящий вальс «В зале, одним лишь дыханьем согретом» с терзающей сердце малой секундой на припеве «Никогда, никогда, никогда не забыть эти дни и года». И именно она, эта сухая и скупая на комплименты дама строгих правил, поддержит девочек в их стремлении поставить первый мюзикл.
Нравы театрального закулисья отменно отыгрывает фигура престарелой примадонны в ее непотопляемо стойкой и боевой Сильве, которую она готова петь «до восьмидесяти лет». В Ленинграде в этой роли блистала легендарная Гликерия Богданова-Чеснокова, а в Чебоксарах зажгла свою звезду роскошноголосая меццо-сопрано Светлана Ефремова. А какой аппетитно развязный, острохарактерный перчено-сатирический диалог разворачивают в кабинете врио Гаврила Петрович (Дмитрий Сёмкин) с пышащей крупногабаритными чувствами секретаршей (Надежда Степанова) – мечта любой первостатейной комедии.
Два состава солистов на премьерных показах под управлением молодого маэстро Александра Гриханкина совершенно по-разному проинтонировали одну и ту же историю, продемонстрировав свой мощный артистический потенциал и сильный русский характер. А уж когда девушки начали настойчиво, музыкально бунтуя, скандировать: «Мы хотим танцевать», не осталось никаких сомнений, что они своего действительно добьются.
Чебоксары – Санкт-Петербург