Вице-премьер Александр Новак уверен, что долгосрочный рост российской экономики будет основан на высокотехнологичных и креативных отраслях. Фото из Telegram-канала правительства РФ
Сразу несколько аналитических центров предупреждают о наступлении рецессии в российской экономике. В правительстве пока прогнозируют небольшое ускорение экономики в 2026 году по сравнению с «управляемым охлаждением» прошлого года. Однако реальная макростатистика и ситуация в системных отраслях указывают на рецессию. Так, черная металлургия РФ – как зеркало всего реального сектора экономики – сигнализирует об общем экономическом спаде, заявили в феврале эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). О неизбежности рецессии в ЦСР предупреждали еще в ноябре прошлого года.
Ситуация в российской черной металлургии является отражением общего положения в экономике РФ. Ведь продукция металлургов не только вывозится из страны, но и используется в ключевых отраслях внутри страны – от жилищного строительства до машиностроения, от станкостроения и до судостроения. Поэтому если спрос на продукцию металлургов устойчиво падает, то это скорее всего говорит об общем неблагополучии в экономике.
Спрос на продукцию черной металлургии в России упал в 2025 году на 14% – до 38,9 млн т, что оказалось минимальным показателем с 2011 года, отмечается в новом обзоре Центра стратегических разработок. (ЦСР – один из старейших экспертно-аналитических центров, который был создан еще в 1999 году для создания стратегий долгосрочного развития страны.)
Падение внутреннего спроса на металлургическую продукцию отражает охлаждение деловой активности во всех ключевых отраслях – потребителях металла в условиях жесткой кредитно-денежной политики. Наиболее сильное падение по итогам 11 месяцев 2025 года произошло в сегментах высоких переделов. Падение выпуска ферросплавов превысило 13%, производство легированных сталей снизилось на 14%. Более чем на 12% упало производство профилей, труб или фитингов. Такое сокращение выпуска по широкому списку продукции – это прямой сигнал о глубоком замораживании инвестиционного цикла, утверждают аналитики. Оно же указывает на кризис в машиностроении, автопроме и других высокотехнологичных отраслях, которые откладывают проекты и сокращают программу обновления основных фондов.
Снижение потребления металлов в РФ оказывает давление на динамику рыночных цен. Средние цены на горячекатаный прокат для внутреннего рынка в ноябре 2025 года снизились на 18,7% к тому же периоду прошлого года, а на чугун – на 29%.
По оценкам специалистов, отечественная металлургия переходит в режим финансового выживания, что ограничивает ее способность инвестировать в развитие и служить драйвером будущего роста для всей промышленности.
В металлургии происходит исчерпание запаса финансовой прочности. В условиях сохраняющегося спада, низких цен и дорогих кредитов запас прочности у многих компаний за пределами первой тройки («Северсталь», НЛМК, ММК) может быть исчерпан уже в ближайшее время, после чего вопросы рефинансирования долга выйдут на первый план. В зоне основного риска – средние компании с высокой долговой нагрузкой, ориентированные на внутренний рынок стройиндустрии и автопрома, отмечают в ЦСР.
Сокращение инвестиций означает консервацию технологического отставания. Опережающее падение производства легированных сталей и ферросплавов – это не только реакция на спад в машиностроении, но и деградация развития наиболее наукоемких и высокомаржинальных переделов. В долгосрочной перспективе это угрожает потерей компетенций, кадров и способности удовлетворять будущий спрос на качественную сталь внутри страны, усиливая сырьевой перекос в экспорте.
Напомним, что о неизбежности рецессии в РФ аналитики предупреждали еще осенью прошлого года. Учитывая складывающуюся конъюнктуру, ЦСР прогнозирует высокие риски выхода динамики ВВП по итогам последнего квартала 2025 года в диапазон снижения от –0,2 до 0%. А при сохранении жесткой позиции финансового регулятора экономическая динамика в начале 2026 года может перейти к устойчивым отрицательным значениям и к рецессии (см. «НГ» от 19.11.25).
Продолжительное сохранение высоких процентных ставок по кредитам, которые не позволяют обеспечивать адекватный уровень рентабельности бизнеса, приводит к тому, что предприниматели вынуждены существенно сокращать свои инвестиционные и производственные программы.
|
|
Падение грузовых перевозок свидетельствует о неблагополучии российской экономики. Фото Reuters |
О высокой вероятности сокращения ВВП в этом году говорят не только в ЦСР. «На горизонте скользящего года (до июля 2026 года включительно) российская экономика с высокой вероятностью войдет в рецессию», – сообщили в феврале 2026 года эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Нарастание рисков входа в рецессию они объясняют внешними и внутренними факторами: ухудшением экономической динамики в США, повышением вероятности возникновения системного банковского кризиса в РФ (см. «НГ» от 03.02.26), снижением сальдо счета текущих операций платежного баланса России, уменьшением позитивного влияния инерционного фактора (устойчиво снижается темп прироста физического объема ВВП за скользящий год).
Но, чтобы предсказывать наступление экономического спада в этом году, даже не нужно быть ученым или экономистом. Дело в том, что в конце прошлого года прирост ВВП был почти нулевым, и никаких факторов стимулирования экономики в 2026 году не наблюдается: экспортные доходы РФ снижаются, доходы бюджета сокращаются, налоги растут, потребительский спрос сжимается, а снижение ставки ЦБ остается чисто символическим.
В стране остается всего несколько отраслей, которые показывали и показывают увеличение выпуска – это, в частности, оборонный сектор и производство удобрений. Но и эти растущие отрасли не смогли остановить сползание к нулю экономического роста в последние месяцы прошлого года. Рост ВВП РФ в ноябре 2025 года, по оценке Минэкономразвития, составил 0,1% в годовом сравнении после повышения на 1,6% в октябре, на 0,9% в сентябре. Так что, судя по опыту прошлого года, сохранение прироста выпуска в нескольких отраслях вряд ли остановит сползание в рецессию всей отечественной экономики.
К тому же признаки общего спада заметны уже и в наступившем году. Так, погрузка на сети «Российских железных дорог» в январе 2026 года оказалась на 4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. А грузооборот за январь 2026 года снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,6%.
Металлурги и другие отрасли российской экономики надеются на возможность восстановления в связи со смягчением денежно-кредитной политики. Без этого смягчения невозможна активизация инфраструктурной и инвестиционной повестки, в том числе крупных государственных мегапроектов – например, высокоскоростных магистралей или новых этапов строительства магистралей на востоке страны, отмечают аналитики. Однако председатель Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин (который весьма точно предсказывал все действия ЦБ) ожидает очень постепенного снижения ставки Центробанка.
«До апреля, я думаю, Центральный банк будет маленькими шажками двигаться по траектории снижения ставки», – сказал Шохин в среду, 4 февраля. По его словам, ставка ЦБ должна снизиться до 12–13% от нынешних 16% годовых. «Резких снижений никто не ждет. Потому что до конца еще непонятно влияние повышения налогов, это во-первых. Во-вторых, мы ждем, что геополитика как-то может повлиять», – объяснил Шохин. Он сказал, что речь идет не только о повышении НДС, но и об утильсборе и курсе рубля – это те факторы, которые также могут иметь значение.
Ранее вице-премьер Александр Новак рассказал российским сенаторам о переходе к новой модели долгосрочного экономического роста. Ее основой станет утвержденный правительством РФ план структурных изменений, направленный на увеличение доли высокотехнологичных и креативных отраслей в экономике, таких как машиностроение, электроника, химия, фармацевтика и туризм. «Ставится задача за десятилетие увеличить вклад каждой из этих отраслей на 2%, одновременно снизив зависимость от сырьевого экспорта», – объяснил Новак. (Об особенностях плана структурных изменений – см. «НГ» от 04.02.26.)
В российском правительстве уже составили список отраслей, которые нуждаются в приоритетной поддержке. К ним официально отнесены: сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная промышленность, легкая промышленность, полиграфическая деятельность, промышленность стройматериалов, мебельная промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, черная металлургия, производство электрического оборудования, лесопромышленный комплекс (деревообработка и целлюлозно-бумажная промышленность), добыча угля, производство пищевых продуктов и напитков. Состояние каждой из этих отраслей будет детально рассмотрено на еженедельных заседаниях правительственной комиссии в первом квартале 2026 года, обещают чиновники (см. «НГ» от 25.01.26).

