Акробатический номер можно исполнить не только под рояль, но и на нем. Фото Георгия Чеботкова
В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой состоялась премьера «Мой клоун». Впервые в репертуаре театра появился музыкально-цирковой спектакль. Это дань искусству, с которого свою профессиональную деятельность начинала Елена Камбурова.
Клоун в цирке – универсальный артист, владеющий всеми жанрами – от пантомимы и литературных реприз до эквилибра, акробатики и жонглирования. Ярчайшим представителем был Леонид Енгибаров. «Клоун с осенью в сердце», задавший в искусстве XX века новый вектор поэтически-романтического цирка.
90 лет исполнилось бы в этом году Енгибарову. Елена Камбурова познакомилась с ним в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ), где училась на эстрадном отделении. Они хотели сделать совместную программу, но не успели.
Творческое наследие Леонида Енгибарова, его уникальный цирковой язык, его новеллы, а также воспоминания и размышления Елены Антоновны о цирковом искусстве и искусстве в целом вдохновили режиссера Игоря Жигалова и музыкального руководителя Олега Синкина на создание нового спектакля.
Спектакль основан на песнях из репертуара Елены Камбуровой, авторских композициях Олега Синкина, новеллах Леонида Енгибарова и других произведениях, а подзаголовок спектакля «4/4 пути» – это и музыкальный размер, и строчка из песни Владимира Высоцкого «Канатоходец»: «Посмотрите – вот он без страховки идет. / Чуть правее наклон – упадет, пропадет! / Чуть левее наклон – все равно не спасти! / Но, должно быть, ему очень нужно пройти четыре четверти пути».
Действо начинается со сцены в гримерке, куда приходит Елена Камбурова с помощницей. Позади полупрозрачный занавес, за которым скрыто основное пространство сцены. Камбурова смотрит на фотографии на зеркале, вспоминает: «Это Леонид Енгибаров. Наша дружба с Леней была недолгой, мы встретились незадолго до его ухода из жизни. Но за это время он стал для меня самым дорогим и близким человеком на этой земле». Камбурова остается одна, свет приглушается, и за занавесом возникает фигура клоуна, которой она подает светящуюся розу. Главная героиня уходит, и начинается цирковое шоу под живую музыку с акробатическими номерами, игрой на ложках, романтично-комедийными историями любви, киданием воздушных шариков в зрителей, рассыпающимся конфетти, ездой на моноцикле, кружением на моноцикле и многим другим.
В спектакле звучат «Вокализ», «Французский вальс», «Танго», «Тема Любви», «Нечто испанское», Louis Armstrong, «Песня воздушной гимнастки», «Вальс клоуна», «Натянутый канат», «Опавшие листья», «Не обижайте человека» и другие песни и композиции в исполнении артистов и музыкантов (рояль – Олег Синкин, гитара – Вячеслав Голиков, флейта – Петр Тишков, аккордеон – Евгений Алтудин, перкуссия – Денис Любаков).
Как отметили в пресс-службе театра, в этом году предстоят еще две годовщины – 85-летие Елены Антоновны и 60-летие ее творческой деятельности. То есть это подарок к важным датам. Конечно, спектакль получился шире по заложенным смыслам – не только приношение искусству цирка, но и театру, и искусству в целом.