0
1904
Газета Культура Интернет-версия

12.12.2011 00:00:00

Рожденный петь да заскрежещет

Тэги: музыка, фестиваль, москва


музыка, фестиваль, москва Итальянец Иван Феделе представит сочинение на российскую тему.
Фото с официального сайта фестиваля

11 мировых и 17 российских премьер: цифры говорят сами за себя. Перспектива близкая – собственно возможность услышать эту музыку, далекая – оценить, что она предлагает, ибо будущее музыкального искусства – за ними, композиторами, которые творят сегодня, здесь и сейчас. Вот и тема «Московского форума», в этом году – российско-итальянского, звучит: «Искусство перспективы».

Пожалуй, самое ценное этого фестиваля в том, что здесь исполняют музыку молодых композиторов. Художественный руководитель форума Владимир Тарнопольский даже концерт-открытие отдает им. Так что первая – с сочинениями (уже) классиков Сальваторе Шаррино, Эдисона Денисова и Франко Донати – вопреки задуманному (а может, согласно) затушевывается. Три сочинения 2011 года. Re-mix Олега Пайбердина, где две виолончелистки, сидящие друг напротив друга и замыкающие с двух сторон полукруг рассадки музыкантов, с драйвом выдают немыслимую звуковую палитру – от скрежетов до имитации разгоняющегося мотоцикла, ансамбль – реагирует: где изумленно, где возмущенно. Другое название сочинения – «Постскриптум» – автор делит на три слова: «пост» (то, что осталось) – отсюда фрагментарность фактуры, «скрип», «тум» – предполагается, что это удары. 25-летний выпускник Московской консерватории Александр Хубеев в своей пьесе Intonarumori отталкивается от идей футуристического манифеста Луиджи Руссоло «Искусство шумов» – только делает это как композитор, живущий столетием позже, чем вышел в свет трактат: заставляет «шумы» – то есть инструменты, предназначенные больше для тембровых эффектов, – интонировать, инструменты же «поющие» – работать на вертикаль. Делает это, кстати, потрясающе виртуозно. Сочинение итальянского коллеги Рафаэле Гримальди Studio Cubico решает вопросы хаоса. Было бы логично предположить, что ответом на хаос должен быть порядок, но в этой пьесе это скорее замирание, средоточие на внутреннем: на довольно агрессивную тематическую сферу отвечает отстраненное звучание ансамбля, ускользающая инструментальная ткань, организуемая пульсацией у фортепиано.

Фестиваль – это не только концерты, это, по сути, лаборатория: музыканты итальянских ансамблей Alter ego и Xenia будут давать мастер-классы для исполнителей, Иван Феделе – номер один сегодняшней итальянской музыки – приедет не только с мастер-классом, но и собственным сочинением «Действия» для баяна и струнного квартета, написанным по заказу фестиваля. Этот заказ продолжает (или перекрещивается) с другим проектом Центра современной музыки Московской консерватории – «Европа глазами россиян. Россия глазами европейцев», где последние пишут композиции, вдохновляясь темой, связанной с Россией, первые – наоборот, посвящают опусы заданной стране Евросоюза. Италии посвятил свое сочинение композитор Юрий Воронцов (Buffatore для ансамбля). Оба прозвучат на закрытии «Московского форума» (14 декабря в Рахманиновском зале консерватории).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1538
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1069
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1301
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
829

Другие новости