0
2360
Газета Культура Печатная версия

22.07.2015 00:01:00

Прочтение Лермонтова глазами человека XXI века

Мировая премьера балета "Герой нашего времени" в Большом театре

Тэги: большой театр, балет, премьера, михаил лермонтов, кирилл серебренников, илья демуцкий, сергей филин, юрий посохов


большой театр, балет, премьера, михаил лермонтов, кирилл серебренников, илья демуцкий, сергей филин, юрий посохов Фото Эрика Шахназаряна\Официальная страница Большого театра в сети Instagram

Сегодня вечером на Новой сцене Большого театра последняя премьера сезона – балет по повести Лермонтова «Герой нашего времени». Сюжет выбрал Кирилл Серебренников, режиссер постановки. Он же выбрал композитора – музыку написал Илья Демуцкий. В качестве хореографа художественный руководитель балета театра Сергей Филин пригласил Юрия Посохова.  

Создание новых балетов входит в практику Большого театра. Вспомним «Утраченные иллюзии» в постановке Алексея Ратманского или балет Жана Майо «Укрощение строптивой» – триумфатора «Золотой маски».

В отличие от балета по Шекспиру, где была использована музыка Дмитрия Шостаковича, для «Героя нашего времени» была заказана партитура. Молодой композитор Илья Демуцкий более всего известен своим сочинением «Последнее слово подсудимой», написанным на текст последнего слова Марии Алехиной на суде по «делу Pussy Riot». Партитура для меццо-сопрано и оркестра победила на международном композиторском конкурсе в Болонье. Говоря о новой работе, Демуцкий отметил, что и в музыке к балету нашлось место слову. На встрече с журналистами композитор охарактеризовал три акта балета как, условно, черкесскую сюиту, сюрреалистический сон и прокофьевский балет. В качестве же ориентиров Демуцкий назвал Рахманинова, Прокофьева, Стравинского и Малера. Первый и последний, правда, совсем не писали балетов, но в лирике толк знали. 

Постановщики не готовы открывать тайны премьеры: намекнули лишь, что в трех актах танцуют три артиста – три Печорина, у каждого из них есть лейт-тембр: бас-кларнет, виолончель и английский рожок.   

Кирилл Серебренников не был бы верен себе, если бы не намекнул на проблемы сегодняшнего общества: в спектакле участвуют чемпионы мира по танцам среди колясочников, по сюжету – герои Кавказской войны. 

Хореограф Юрий Посохов, отвечая на вопрос о сюжетных балетах, подчеркнул, что такие постановки очень востребованы не только в России, но и в других странах, в США прежде всего (хореограф работает в Сан-Франциско) зритель ждет, чтобы артисты рассказали ему историю. Лермонтов, по мнению Посохова, вневременной автор: «Любые поколения находили и будут находить самих себя в этой книге, этим она ценна, в этом ее человеческое начало. Мы сегодня интерпретируем наше понимание Лермонтова и его книги». 

Хореограф признается, что в своей работе он исходит прежде всего от музыки, музыка становится «главным началом в создании всего – и танца, и образа». Известно, что музыку к «Герою нашего времени» как раз по просьбе Посохова сочинил композитор Юрий Красавин, но в процессе работы партитура была отвергнута (на брифинге Посохов подчеркнул, что это не было его решением), и Кирилл Серебренников пригласил композитора Илью Демуцкого. Тем не менее и с новой партитурой хореограф, к счастью, нашел общий язык: «Сначала мне трудно было понять музыку Демуцкого с точки зрения профессионального подхода – она неквадратная, сложная. Тема за темой все время меняется. Поэтому одну линию держать тяжело, надо было находить компромисс и в этих разноплановых фразах искать какое-то общее начало. Но сейчас я могу сказать, что это одна из самых красивых музык, которые были написаны в балете». 

Все трое – режиссер, хореограф и композитор – подчеркивают, что работалось крайне комфортно и взаимопонимание находилось всегда. К этому мнению, кстати, присоединяются и артисты: Екатерина Шипулина (Ундина) и Светлана Захарова (княжна Мэри) в самых восторженных тонах говорили о постановочной команде. Единственное расхождение в подходе выявилось на стадии кастинга. «Он как драматический режиссер всегда видит образ, – говорит Посохов. – Видит образ человека, и ему кажется, что он подходит». Серебренников иронично соглашается: видя того или иного артиста в буфете или коридоре, в роли Печорина его не представил бы никогда. Но на сцене – «это не просто Печорин, сам Лермонтов!»

Отвечая на последний вопрос о том, легко ли далось ему решение работать в Большом театре, Посохов воскликнул: «Как можно не согласиться? Это мой родной театр! Где я родился, там и пригодился».    


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Драма в лесу

Драма в лесу

Ольга Галахова

Сергей Женовач выпустил премьеру – пока еще в родном театре

0
1240
Балет в теории и на практике: трудности перевода

Балет в теории и на практике: трудности перевода

Наталия Звенигородская

В Москве вручили приз Benois de la Danse и провели научную конференцию к юбилею Мариуса Петипа

0
2103
Кинопремьера. "Дело Собчака"

Кинопремьера. "Дело Собчака"

0
873
Литургия Петипа

Литургия Петипа

Сергей Макин

О священном огне и бесовских плясках

0
2070

Другие новости

Загрузка...
24smi.org